Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПАНТЕЛЕЙМОН КУЛИШ

Идея национально-освободительной борьбы за независимую Украину в поэзии П. Кулиша

Я не поэт и не историк - нет!

Я - пионер с топором тяжелой:

Терн колючий в родной стороне

Вырубаю работающей рукой.

П. Кулиш

Пантелеймон Кулиш принадлежит к числу тех деятелей, которые, будучи многосторонне одаренными, сделали огромный вклад в развитие украинской культуры, литературы, искусства, науки. Он был прозаиком, поэтом, драматургом, переводчиком, ученым-литературоведом и критиком, фольклористом, историком, этнографом, педагогом, издателем, общественным деятелем.

Творчество и общественная деятельность П. Кулиша - неоднозначная, противоречивая. «Наделенный большим талантом, но еще в большей амбицией, Кулиш в течение своей долгой жизни переходил самые разнообразные изменения, топтал самые разнообразные следы, выступал в самых разнообразных ролях и оставил после себя богатое литературное наследие, в котором, кроме ценного, было много помешанного, много противоречий...» - так отозвался о нем И. Франко в «Очерке истории украинской литературы до 1890 года».

Вклад П. Кулиша в украинскую культуру и литературу весомый и бесспорный. Литературное творчество Кулиша была разнообразной и по своей тематике и жанрам. И, как справедливо отмечал И. Пільчук, «самой значительной в литературном наследии Кулиша есть проза». Еще молодым в историческом очерке «Книга о делах народа украинского и славного казацкого Войска» (1843 г.) П. Кулиш выразил сожаление по поводу упадка нашего национального жизни, потери исторической памяти, что уже само по себе является трагедией. В 1846 г. Кулиш публикует «Повесть об украинском народе». В этом произведении читаем: «Украина могла бы стать самостоятельной, если бы не предательство украинской шляхты и не московская политика». У1863 г. во львовской газете «Слово» напечатано письмо Кулиша «Голос Украины». «Москва, - писал автор, - гребет под себя не только всю Русь, но и всю Славянщину... Москали забыли, что те их академии, которыми они так гордятся, основали киевские академики. В Москве свет знаний зажгли мы». Второй тезис этого «письма» - единство украинских земель: «Украина едина - споет наш брат за Дунаем или под Полтавой, а во львове тау Бескидах голос слышать. Застонет Галицкая Русь, а над Днепром у людей сердце болит».

От П. Кулиша требовали отречься от национальных патриотических убеждений. Писатель категорически отказался и ответил на это четырьмя произведениями: поэмой «Иродова морока», поэзией «Три брата», публицистическими статьями «Герценів колокол» и «Понятия о праздновании осьмих Шевченковской годовщины смерти». Это был ответ, достойный великого сына великого народа. «Два мощных деспоты - лях и москаль - разодрали Украину пополам. Это лукавая политика, это надругательство над правом. Сколько крови вицідив москаль с Украины!» Этот же мотив содержит стихотворение «Три брата».

Новым вспышкой протеста против российского шовинизма были стихи сборника «Хуторная поэзия». Уже первый из них - «Историческое повествование» - является протестом против варварского московского насилия над Украиной. А в стихотворении «На незабудь 1847 года» царю Николаю И дано такую убийственную характеристику:

Свободы враг, враг жизни,

Ты был большой душогубець,

Живодер разума и мраколюбець.

Далее в «Славянской оде» Кулиш развенчал панславізм - найреакційніший проявление русского шовинизма. Царская империя с ее ненасытным экспансионистским устремлениям предстает в стихотворении гигантской тюрьмой народов:

Обманщице, кого ты не льстила,

Кому мягких не слала ты перин?

Еще мало людей ты погубила,

Что верили обещаниям твоим?

Святой ты себя провозгласила

И небеса под себя поняла,

А на земле - твоя нечистая сила

Славянскую кровь столетиями лила.

Трагическая судьба Украины, миллионы погибших, замученных, истерзанных только усугубляют печаль:

Ой по тех могилах, в гору высоких,

По тех гробницах, в землю глубоких,

Лежит моего рода без счета.

Об этих жертвах никто из украинцев не должен забывать:

Пусть знают во всем мире,

Как мы погибали

И, погибая, свою правду

Кровью записали.

Кровь миллионов украинцев не должна быть пролитой зря. Поэт верит, что Украина, «бессмертная мать», воскреснет, «встанет из гроба и засияет снова духом предковічним».

Эти стихи преподносят национальное сознание украинцев, возрождают наше национальное достоинство, без которого не может быть общественного прогресса. Рабам творческие взлеты неизвестные, только свободная, национально сознательный человек способен взлететь на вершины жизни.

В поэзии «Святыня» автор грустит по поводу того, что «долго, долго на Украине солнышко не всходит», и мечтает, чтобы «вновь Украина садом процветала», «чтобы росла в боях кровавых украинская судьба». По мнению поэта,

Нет для сердца

Большего утешения,

Как гордиться славным родом

Вовеки и веки.

Большую роль отводит автор украинском языке как одном из факторов национального сознания. Например, в стихах «К родному народу», «Единственное сокровище у тебя - родной язык» и «До Анны Барвинок»:

Да, мы на то в наш убогий мир пришли,

Чтобы язык из языков человеческих, искалеченную, забвенну,

Из народных уст узять и в перло возвести.

Свое назначение украинца и писателя Кулиш видел в том, чтобы возродить украинскую нацию и украинский язык, воспитать сознательных граждан.

Хутор, крестьянское земледельческое жизнь становится для Пантелеймона Кулиша основой целостного существования человека. Противопоставляя хутор какому-то другому образу существования, он противопоставляет труд розбишацтву, ледарюванню, порядок - анархии, образование - невежеству. Хутор означает цивилизацию и культуру земледелия, культуру быта. Хутор - это бастион утверждение всего национального: языка, обычаев, обрядности. Так, основной идеей знаменитых кулішівських «письма с хутора», сборника памфлетов, становится идея развивать украинство, его культуру и свою национальную цивилизацию на основе широкого образования и объединение достижений мировой науки и культуры с сохранением собственных традиций. Тогда украинство никогда не выродится. За создание такой системы развития нации Николай Зеров назвал Кулиша «пионером культуры на Украине». В основном эта идея была чистой, здоровой и глубоко национальным. Представитель ее непоколебимо верил, что придет время, когда «взойдет наше солнце, солнце духовной национальной идеи».

П. Кулиш был пламенным певцом национальной независимости Украины, выразителем визвольницької идеи, сторонником казачества и всестороннего образования как одного из факторов национального самосохранения.