8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Отображение героической борьбы за свободу запорожского казачества в народных думах и песнях
Волнуется золотое зерно колосистого моря под высоким сводом голубого неба, плещутся полноводные реки в зеленом венке кудрявых ив, медом пахнут буйные травы, большой шум идет тенистыми дубравами.., И каждая пядь этой цветущей земли обильно полита кровью и усеяна костями, приправлена мелкими росами-слезами. С давних времен завистливые соседи посягали на удивительную красоту этого жаждущего края. И вставали на защиту родной Украины могучие богатыри-герои, что их собрала под своими малиновыми флагами Запорожская Сечь. Отчаянно храбрые, упорные и сильные, они, не жалея сил и самой жизни, неутомимо воевали со своими извечными врагами: то татарами и турками, то ляхами-католиками. Сколько их полегло на кровавых полях сражений! й потерялись бы те славные подвиги патриотов на дальних путях истории, если бы не увековечил их народ украинский в своих бессмертных думах и песнях.
Каким же он был, этот легендарный запорожец? Вот перед нами яркий представитель славного рыцарства - казак Голота. Презрев «одеяния дорогостоящей», равнодушен к всякого внешнего блеска, он полон достоинства защитника Отечества. Сам-один разгуливает полем килиїмським и «не боится ни огня, ни меча, ни третьего болота», ибо определенный своей казацкой отваги. Разве под силу одолеть такого хвалькуватому татарину? Ни один враг не мог сравниться с казаком могучей силой духа и безграничной свободолюбием. Долгое время пробыл в турецкой неволе Самойло Кошка, но сохранил преданность родной земле и вере христианской. Зря лукавый Лях Бутурляк уговаривает его поломать на себе крест, чтобы заслужить милость Алкана-паши:
Хоть буду до смерти беду да неволю принимать,
А буду в земле казацкой
голову христианскую возлагать,
решительно соответствует трусам и предателю бесстрашный гетман. Достойно выдержав тяжелые испытания, Самойло Кошка добывает себе и собратьям желанную свободу и возвращается к родным берегам Днепра - Славуты.
Дума «Иван Богун» изображает другого народного героя, который тоже попал в затруднительное положение. Обороняя Винницу от польских шляхтичей и турок, он мужественно выдерживает осаду города и, дождавшись отрядов Богдана Хмельницкого., разбивает врага. Такими отважными, свободолюбивыми и непреодолимыми запечатлены любимые герои в украинских думах - Этом своеобразном фольклорном жанре, которого не встретишь больше нигде.
Своим содержанием думы подобные исторических песен, которые тоже изображают тяжелый путь нашей Отчизны в борьбе с чужаками. Здесь те же герои - преимущественно отчаянное и бесстрашное запорожское казачество. Вот легендарный Байда, мужественный и непокоренный казацкий гетман, что не поддался на соблазны власти и богатства. Ведь самое большое богатство - то огонь его души, что пылает любовью к родной земле. И любовь придает ему силы и силу, помогает достойно выдержать жестокие пытки и мученическую смерть. В воображении народа Байда - сказочный богатырь, способный не только с честью выстоять в моральном поединке с врагом, но и отомстить за народные обиды.
До любимых героев нашего народа принадлежит и славный гетман Богдан Хмельницкий, возвеличений во многих думах и песнях:
Или не тот то хмель,
Что круг забора вьется?..
Ой то то Хмельницкий,
С ляхами бьется.
Хмельницкий выступил на историческом поприще, чтобы защитить уярмлений и обездоленный украинский народ. Он правил Украиной так, как самостоятельный, независимый от чужаков обладатель. За это народ и прославил мудрого гетмана и его сподвижников в песнях «Ой Богдане, батьку Хмелю», «Эй, не удивляйте, добрые люди», «Ой из-за горы черная туча» и многих других.
Эй, ну, казаки! Эй, ну в пляски
И заберімося в бока!
Загнали господ вон аж за Вислу,
Не возвратятся и в три года.
Однако не всегда народ воспевал только победы казачества. Всего бывало в нашей истории, нередко случались поражения и смерть героев. Печальным плачем по павшим отважным рыцарем звучит песня «Ой Морозе, Морозенку». Неравными были силы в этой жестокой битве с врагом, и «ни один казак не сдался живым в плен». Может, именно поэтому и вырвали татары храброе Морозенкове сердце, что в нем жила его любимая Украина? ее дорогой образ освещает последние минуты жизни героя:
Поставили Морозенко
На Саур-могилу:
«Смотри теперь, Морозенко,
На свою Украину». И все же сквозь плач и стон звучит в народных песнях святая надежда на возрождение родного Отечества:
А мы тую красную калину,
Гей, гей, и поднимем;
А мы же свою славную Украину,
Гей, гей, развеселим!
Те песни и думы уже целые века живут на украинской земле, смущая души потомков славного казачества.
В них оживают трагические и героические страницы нашей истории. Гордостью наполняется сердце украинца, что ведет свой род от такого крепкого корня. А может, жжет душу и стыд за собственную ничтожность? Может, пора уже задуматься: чьих родителей мы дети? Разве такими беспомощными представляли нас славные предки? Или в надежных руках современное и будущее страдалицы Украины? Задумайся над этим, дорогой мой современнику!
|
|