Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

УКРАИНСКАЯ ЛІТЕРЕАТУРА 10-хх ГОДОВ ХХ ВЕКА. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОГО МОДЕРНИЗМА

 

Украинская литература на протяжении всего ХІХ в. развивалась в русле народнической традиции, кредо которой было служение народу (понималось главным образом крестьянство). Реализм прошлого века прошел несколько этапов своего развития: просветительский в сочетании с барочными и бурлескниними тенденциями (Котляревский, п. гулак-Артемовский, г. квитка-Основьяненко), этнографический (П.кулиш, П.Кузьменко), зрелый классический (Шевченко, Панас Мирный, и. Франко).

Конечно, в произведениях реалистов нарушались, настолько позволяли цензурные облегчение, и темы из жизни сельского духовенства (а. свидницкий, Нечуй-Левицкий), польской шляхты и интеллигенции (О.Кониський, б. гринченко), однако и в них акцентировалось на необходимости выходцам из образованных кругов, интеллектуалам „идти в народ", облегчать его судьбу, служить ему. Украинские писатели свято выполняли завещание Шевченко: „Возвеличу малых тех рабов немых! Я на сторожі коло них поставлю слово..."

Такой подход наших художников, художественного моделирования действительности был оправдан, ведь искусство безгосударственного народа мало выполнять функции государства - развивать ее язык, обычаи, традиции, спасать культуру.

Понятно, что такой, несколько однолинейный, развитие нашего художественного слова в условиях безгосударственности становился тормозом на пути его идейного и художественного обновления, выравнивания с литературным процессом в других европейских странах. Одним из первых эти процессы заметил Франко, отметив в статье

„Из последних десятилетий XIX в." (1901) рождение новой литературной генерации, названной им „Молодой Украиной", которая стремилась видеть произведение, „огрітим собственным чутьем автора, надиханим глубокой идеей".

Молодые писатели (о. кобылянская, м. Коцюбинский, в. Стефаник) пытались показуваи общественные отношения через их переосмысление в сознании личности. Такой психологизм творчества обусловил, в свою очередь, и другие изменения в прозе, в частности тяготение к лаконизму в описаниях, проявление образности, что усиливало эмоциональную тональность рассказа, придавало лирической взволнованности. Так формировался новейший реализм, который исследователи определили как психологический.

Если воспринимать модернизм как широкое художественное явление, что на рубеже двух веков охватило все виды искусства, я эстетическую концепію, тогда станет более отчетливой различие между направлениями и течениями, которые возникали и развивались на совместной основе интенсивного обновления. В украинской прозе первых десятилетий XX в. Отчетливо проявились приемы и средства импрессионистического письма. Это художественное направление сначала оказался во французском живописи.

Проза Коцюбинского 1900-х годов является одним из лучших образцов обновление художественного слова на принципах импрессионистической поэтики. В повести "Fata morgana" писатель поставил подзаголовок „Из сельских настроений", который прямо указывал, что в произведении идет речь о том, как представители разных слоев сельской общины понимают и оценивают события, происходящие в селе, в частности и в стране вообще в сложные времена социальных катаклизмов.