Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

УКРАИНСКАЯ ТЕМАТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ ЗАХЕР-МАЗОХА



Украинские германисты или литературоведы, занимающиеся немецко-украинскими литературными связями, до сих пор не обратили внимания на гениальность немецкой литературы второй половины XIX века, в творчестве которой украинская тематика занимает довольно значительное место. Что больше, сам этот писатель себя зачислював к украинской нации, а немецкая тогдашняя критика называла "малороссийским Турґенєвим". Речь идет о Leopold-а Ritter-а Sacher-Masoch-а, что происходил из смешанной немецко-украинской семьи. Он родился в 1836 г. в Львове и умер в 1895 г. в Германии в городке Ліндгайм. Мать писателя была украинка из Винник, дочь профессора. К сожалению, литературные справки, которые нам были доступны, не подают девичья фамилия матери, но не исключено, что в роду были священники, ибо писателю отчасти известны реалии священнического быта и роль украинского духовенства в национальном возрождении Галичины. Видимо под влиянием русофильства галицких "русинов", но возможно, что и под влиянием лектуры Карамзина, Гоголя, Турґенєва и участию названия "русский", автор употребляет для галичан обрисовки "Kleinrussen", "Russen", а не "Ruthener", как звучало официальное название галицких украинцев во время господства Австро-Венгрии. Однако при цитатах мы перекладатимемо его выражения, когда речь идет об украинской людности, как "украинец", "украинский".

Захер-Мазох - сын высокого австрийского чиновника. Его отец был в первой половине XIX ст., президентом полиции во Львове и имел, как это узнаем из его мемуаров, что их выдал сын-писатель [1], также к делу с повстанцами и вербовал среди них охранную службу, которая действовала в интересах полиции. Молодой Захер-Мазох прожил во Львове в 1848 г., пока его не послали в пражской немецкой гимназии. В Праге и Граце он читает, сдает здесь докторат, габілітується и работает до 1860-х годов как "приват-доцент". Открыв в себе писательскую жилку, Захер-Мазох бросает научную карьеру и становится писателем. Он много путешествует, в 60-х годах находится долгое время в Галичине, где, видимо, и собрал богатейший материал, который послужил ему для целого ряда прозаических произведений из жизни украинцев (крестьян и шляхты), евреев и поляков (преимущественно шляхты и революционеров).

Творческий путь Захера-Мазоха начинается в конце 50-х годов, когда он заинтересовался политическими событиями в Галиции. Пережив ребенком беспорядки 1846-48 гг., он возвращается раз в социальных причин, их вызвавших, противопоставит польской шляхте украинское и польское крестьянство, которому принадлежат его симпатии. Под этим обзором Захер-Мазох повлиял на К.Э. Францоза (1848-1904), известного австрийского писателя еврейского происхождения, родом из Черткова, что посвятил этой тематике несколько произведений. Захер-Мазох изображает в своих произведениях жизнь галичан, революционные события и обращает внимание на социальные и национальные отношения в Галичине. Он пишет: "Eine galizische Geschichte" (1858), "Graf Donski" (1864), "Der Emissaer" (1863) и целый ряд популярно-исторических произведений с австро-венгерской истории.

От 70-х годов Захер-Мазоха начинает все больше захватывать патологический вид любви, который сегодня известен под названием "мазохизм". Это на основании его поздних новелл австрийский психолог Крафт-Ебінґ в своем произведении "Psychopathia sexualis" назвал эту душевную болезнь мазохизмом. Перверсия психического сексуальной жизни, что ее подает Захер-Мазох, заключается в том, что некоторые люди чувствуют себя тогда счастливыми, когда жестокий и психически сильнее партнер их мальтретує и смиряет. Автор создал целую ґалерею жестоких красавиц, что издеваются над своими любовниками, которые себя чувствуют прещасливими в ролях последних рабов. Немецкая критика, что в 70-х годах так искренне приветствовала Захер-Мазоха, называя его то украинским, то немецким Турґенєвим, начинает дистансуватися от него, забрасывать ему натурализм и этажность. Однако автору улыбаются дальнейшие успехи в Франции и в Америке.

Фон этих рассказов и новелл остается в большой части украинским или польским или еврейским, поэтому, несмотря на различные варианты любимой темы - более или менее жестокая красавица ущасливлює своего раба, поставив ему сап'янець на затылок или применяя другие смирение - в этих произведениях находим интересные этнологические или социальные аспекты тогдашнего галицкого жизни.

Именно за такой показ народной жизни критики сравнивали Захер-Мазоха с российским писателем Турґенєвим, ибо он, мол, не только перебрал его технику, но также взгляд на жизнь и литературу. "Его привязанность людей к родной земле, руководствуется инстинктом, сильное подчеркивание социальных и климатических воздействий, отодвигание фабулы на дальнейший план на пользу описания характеров - там он этому научился, это все черты, которые соответствовали его таланту" [2].

Под влиянием А.Шопенгауера, что был любимым философом и российского писателя, Захер-Мазох показывает женщину как орудие демонической силы для усмирения и мук мужского рода.

Комплекс украинской тематики в творчестве писателя нельзя исчерпать в одной статье. Она выступает у него в разных аспектах, и мы застановимося только над общей характеристикой этой тематики. Украинская тематика не вошла бы, может, так широко в круг интересов писателя, который решающие годы своего духовного развития провел уже в немецком окружении, если не повлияла бы под этим обзором на него украинская няня, которая его вынянчила и сказками, песнями и рассказами о народной жизни, пробудила его творческую фантазию. Этот момент подчеркивает во многих произведениях сам автор, его же повторяют и критики и биографы [2].

Этой галицкой Анечки обязан он своей "славянской душой", как это часто упоминается, а ее четкий образ, перешедший впоследствии в воображении в "русого ангела", Захер-Мазох пронес через всю жизнь.

Еще молодым парнем Захер разъезжает верхом по деревням вокруг Винников, дружит с украинскими фірманами и детьми еврейских корчмарей [3].

Может под влиянием этого окружения и также домашнего, где, наверное, царила определенная настороженность относительно польской шляхты, которая была враждебна к австро-венгерского государства, поставь и ее образ, близкий к тому, который был распространен среди народа: польская шляхта жестокая, с пренебрежением к низшим, негосподарна, живет более свои способности и зависима от еврейских арендаторов. Куда лучше получился у писателя образ украинской шляхты, которую он явно идеализирует и представляет, как жертву поляков, что ее змайоризували ("Малый Адам", "Саша и Сашка", "Василий Гимен", "Сераф", "Рай над Днестром" и др.) [4].

С 1869 г. Захер-Мазох начал цикл новелл о человеческих страстях и цель человеческого существования. Они наделали много шума среди немецких критиков, и сам автор собрал замечания своих критиков и вложил свои мысли до задуманного цикла в отдельной папке [5].

Мы не будем входить в детали отдельных новелл, но вспомним, что первый цикл под заглавием "Завещание Каина" [6] включает три новеллы из украинской народной жизни. Первая новелла "Дон Жуан из Коломыи" была единогласное настолько позитивно воспринята немецкой критикой, что известный немецкий новеллист и теоретик новеллы Пауль Гайзе (1830-1914) перепечатал ее с вступительным словом в 24 томе своего известного сборника "Der Deusche Novellenschatz". В этой новелле, действие которой происходит в среде галицкой шляхты, автор развил тему любви в том направлении, что супруги, построенное только на чувствах, ведет к закрепощению и впоследствии к отчуждению и ворожости партнеров. Коломыйский Дон Жуан рассказывает автору свою любовную и супружескую историю в придорожной корчме, куда обоих "господ" в подозрении, что они польские "инсургенты", заперли украинские мужики, стерегли дороги во время зворушень в Галичине.

Вторая новелла этого первого цикла содержит трагической любви украинского парня, которого польский пан отдает на 12-летнюю службу в войска, чтобы забрать ему девушку. Девушка предает своего парня ради лучшей жизни: "Капітулянт" Барабаш имеет возможность отомстить за обоих, но он этого не делает, потому что убедился, что женское отродье неверное и пользуется только корыстными моментами в жизни. Третья новелла "Лунная ночь" [7] еще выдержана в спокойных зрезиґнованих тонах, а ее действие происходит в сельском окружении. Мастерски описанные в этих произведениях, природа и человеческие характеры. Читатель чувствует тепло, с которым автор относился к простому народу. К сожалению, в дальнейших новеллах этого цикла он покидает эту спокойную атмосферу, описывает патологические любовные отношения: "Плято", "Венера в мехах", "Мадонна в мехах" [8].

Потому, что мы не будем подробнее рассматривать его тип женщины, который является надуманным и имеет свою литературную традицию (стоит разве что упомянуть, что его внимание привлекли такие исторические фигуры женщин, как султанша Роксолана, Екатерина II, Елизавета Разумовская и другие), обратим внимание на те моменты, что нас больше всего интересуют: насколько правдивый образ украинской жизни в его произведениях с украинской тематикой.

В прозе Захера-Мазоха выступают раз элементы украинского быта, истории, фольклора и общественной жизни. Его речь переткана украинизмами и украинскими фразеологизмами. Он сам себя называет местами украинцем, чувствует себя принадлежащим к великой славянской общности, высказывает критические мысли в адрес немцев, которых называет філістерами, а славянам проповедует большое будущее [9].

Как историк он интересовался и прошлым народа, к которому принадлежали его предки по матери, и мы находим во многих произведениях упоминания о украинские исторические фигуры и события. Однако в неразберихе, которая заключалась в общности названия "русский, русин и т.д." с россиянами, он не мог разобраться, хоть местами называет русских "великороссами", а украинцев "малороссами", но послідовности в нем найти нельзя.

Украинскую шляхту он выводит конечно со старого галицкого боярства [10], а недовольство крестьян перед отменой барщины 1848 припоминают ему подобные события из украинской истории, создания казачества, восстание Хмельницкого, гайдамацкое движение [11],

Герои автора - крестьяне или дворяне или жиды - часто размышляют над социальными отношениями в Галичине, и автор вплетает обычно в такие разговоры свои знания о исторические, социальные и политические бунты на украинских землях. Так, в рассказе "Рай над Днестром", в котором молодой шляхтич Зенон Миролавський реализует на прежних семейных имениях социальную утопию с самоуправою крестьян, есть упоминание о уманскую расправу украинских крестьян "над своими польскими тиранами". Об издевательствах господина Каньовського над украинскими крестьянами автор знает из уст народа, а также из новеллы какого-то польского поэта Магнушевського, что была переведена на немецкий язык Гансом Максом. Автор считает, что это произведение следует перевести еще и на французский и английский языки [12].

Захер-Мазох упоминает также кресты-памятники, их поставили наши крестьяне после 5 мая 1848 в память об отмене крепостного права [13].

Он знает, что они сходятся ежегодно около них и участвуют в церковных службах. В этом же произведении из жизни польской шляхты автор критикует ее за злую хозяйку устами украинского служащего польского графа: "Шляхте жилось так долго хорошо, пока работали на нее украинские крепостные. Она проживает обычно в Львове, Вене и Париже и продает урожай на корню" [14].

Тот же самый кастелян рассказывает автору: "Мой отец был старый повстанец, один из тех серьезных и недовольных украинских крестьян, из которых творились казаки над Днестром, а позже - гайдамаки" [15].

"Гайдамак" - это отдельное произведение Захера-Мазоха с 1882 г., в котором он использовал все свои знания о Гуцульщи-ну, движение опрышков и историю Олексы Довбуша с его любовью к Звонки и ее измену. Потому, что мы намерены впоследствии рассмотреть отдельно некоторые произведения писателя, ограничимся общей характеристикой. Захера-Мазоха захватывали гуцулы, их быт и обычаи. Он должен был быть в Гуцульщине как охотник, однако его знания о ней опираются не столько на собственном опыте, а на очень этажных общих представлениях, которые были распространены в XIX в. среди образованных украинских и польских кругов. Захер-Мазох сделал из гуцулов странных экзотов. По его теории они зашли в Карпаты во время путешествия народов с Кавказа, потому что, мол, они тоскуют по какой-то восточной горной родиной над морем, а их проклятие "биси осени" напоминает какое-то дикое кавказское племя. С другой стороны, зная о выражения латинского происхождения в их говоре (это заимствования из румынского языка), автор делает из них почти потомков римских колонистов со времен Траяна. Так он сводит фальшиво "парень" с латинским Іедіопагіи5 и утверждает, что псы у гуцулов по давней традиции называются Mars, Pluto, а Коломыя - это староримська Colonia и даже Овидий имел здесь, в Карпатах, провести годы своего изгнания [16].

Интересно отметить, что эту теорию о кавказское происхождение гуцулов перенял от автора К.Е.Францоз, а от него она отправилась в наши дни современного немецкого автора, что писал о Буковине, Эриха Бека [17].

Как аргументы Захер-Мазох приводит гордый характер этого племени всадников, самолюбие (чем и обосновывает возникновение опришкивского движения) и таинственную демонологію. В выводах автора много фантазии и извращений. Из всего следует, что он не изучал подробнее ни говора, ни фольклора, ни демонологии гуцулов, а знал только то, что было тогда в Галичине доступное через произведение Ю.Коженьовського "Karpaccy gorale" и из записей отца, шефа львовской полиции, что перед 1848 годом расправлялся с опришківським движением. Как мы уже упоминали, 1873 г. Захер-Мазох издал мемуары отца. Между этими воспоминаниями, что он их литературно обработал в стиле своих очерков, преобладают украинские полицейские дела (речь идет о уголовные и политические преступления преимущественно польской шляхты). Об опрышках есть один очерк [18], в котором пересказана история Довбуша, его любовь к Звонки и ее измена и дело протиопришківської службы завербованных бывших повстанцев. Автор видел в опришківськім руси только сопротивление против крепостничества и считает его ликвидированным с ее отменой 1848 г. Что между повстанцами были дезертиры австрийского войска и к ним убегали от долголетней военной службы, в Захера-Мазоха нет упоминания. Оно и не подходило к его образу социальных бунтарей и борцов за свободу, который он себе создал, видя в опришках продолжателей казачества. Материал очерка "Карпатские партизаны" автор использовал в своей повести "Гайдамак". Герой его повести "гайдамак" Михаил Оброк, бывалый разбойник, что перешел на полицейскую службу, ведет автора и его польское общество в горы и при долинный костре рассказывает свою и довбушеву судьбу. Введя в повесть и некоторое фольклорный материал, автор перепевает довольно удачно песню о Довбуша в коломийковому размере.

Описывая народную жизнь Галичины, автор часто вплетает в текст украинские выражения (часто в польском произношении) и подает в примечаниях свои объяснения. Так он знакомит немецкого читателя с вечерницами, коломыйкой. Иорданскими обычаями, Великодним освященным, с обычаями после окончания жатвы и т.д. Летающие вечером совы - это казнены детские души, что просят крещения ("Гайдамак"). Такую душу казненного гуцул называет "страдце", объясняет автор. Здесь и на других подобных примерах видим, что некоторые данные о гуцульские поверье Захер-Мазох черпал из польских источников.

В поисках экзотики и фоном для жестоких женщин он переносит в Галичину сектантские практики, которых здесь не было. В повести "Матерь Божья" имеем дело с так называемыми "духоборцями", типичной русской сектой, которую он приписывает россиянам и галицким и буковинским украинцам. Он упоминает также о староверов липованов, которых также поселяет, кроме Буковины (где они действительно были), в Галичине. О духоборців он пишет, что эта секта имеет много общего с адамітами. Героиня произведения "Матерь Божья", жестокая молодая крестьянка, становится в селе духоборців возле Коломыи заместительницей Матери Божьей. Люди молятся к ней, приносят дары и повинуются его воле. Когда ее любовник из соседнего села хочет освободиться от его тирании (кстати типично мазохістичної), она его осуждает перед обществом на смерть и ее верные распинают его на кресте [19].

Видимо из лектуры русской литературы автор перенял целый ряд имен и фамилий, которые выступают вместе с украинскими. Конечно и передачи украинских фамилий не всегда соответствует украинском произношении. Встречаем наряду с Барабашем, Костецким, Соболем, Стрелковым такие фамилии, как Булґарін, Осіпович, Вадаш, Канула; женские имена - Николая, Аннушка, Азария, Мардона; мужские - Егорій, Себаділ, Туріб, Нілко, Сукалон и другие рядом таких украинских, как Анастазия, Софья, Марфа, Любовь. Юр, Зенон, Василий (Базиль). Так же и местные названия имеют польское произношение или вообще неукраинскую форму: Торговіца полна, Гороніец. Віслонка рядом Городенка, Жабье, Зарваница (причем это тернопольское пригород он переносит до Львова). Административный выражение "вуйт" также польского звучания. Автор должен знать Покутья или какую-то часть Буковины, потому что он часто приводит реалии и фамилии, что только здесь известны: бальмаш многие, многие другие, брындзя, кнут, чубук (у него - в піврумунській форме - чубик), музыкант называется "челібашул" (Celibasul) даже с румынской орфографии. Хоть он перечисляет различные названия гуцульского и польской одежды, как кептар, сердак, сіерак, сукмана, то переносит и так" типично східньоукраїнські названия, как чемерка и башлык на галицкий грунт. Особенно он влюблен в женскую "кацабайку". Этот женский жакет с подшивкой из шелка или меха выступает чуть ли не в каждом рассказе, где какая-то шляхтянка или сельская красотка завладеть мужским сердцем. Кацабайка в Захера-Мазоха связана с определенной идеологией. Женщина в кацабайці непременно превратит мужчину в раба. Как автор очень любил в описаниях народных костюмов, пусть проиллюстрирует приведенная цитата [20].

Также и в авторских рассказах из жидовского окружения [21] выступают еврейские выражения украинского происхождения: кілішл (килішок), бутко (закрытая полотном фира). кучма и другие. От украинцев евреи должны были перенять обычай давать людям остроумные прозвища [22].

Когда речь идет о сожительстве украинского, польского и еврейского народов, то автор не может отдалиться от идеализации и определенных шаблонов, которые он себе создал, хоть в общих чертах знает о вражде между украинцами и поляками. Особенно он любит добавить польскому шляхтичу верную украинскую душу. Старый польский шляхтич и его украинский слуга - это идеальная пара. Если этот слуга имеет влияние на своего господина, то не доходит до обострения социальных конфликтов [23].

Такой себе верный Василий связан поколениями с каким-то графским родом, умеет даже пробудить симпатию господина до украинского простонародья и его народного творчества [24].

Польская шляхта пьет и гуляет на средства украинского шляхтича, разрушает его, хочет обезчестити его женщину и доводит героя до материальной руины, в результате которой (после романтической робинзонады в Карпатах) погибают жена и сын. Провчений жизнью шляхтич становится странствующим просветителем и бесплатным адвокатом крестьян, что процесуються за свои права [25].

Шляхтич Миролавський в повести "Рай над Днестром" имеет верного еврейского фактора Мардохая Пархеля. их роды связаны уже более 500 лет. После присоединения Галичины к Польше шляхтичи Миролавські приняли еврейских беженцев из Германии на свои имения, а эта благородство не забывалась в роде Пархелів: Мардохай, большой чудище, готов отдать свою собственную жизнь, когда под угрозой жизнь молодого Зенона.

Что Захер-Мазох был хорошо знаком с проблемой галицкого национального возрождения, особенно свидетельствует повесть "Саша и Сашка" (и здесь имеем дело с нетипичными для Галичины формами имен, как это часто у автора встречаем). Саша, сын священника Гомотоска, штудирует в Львове богословію, закладывает с товарищами общество для сохранения русского языка и культуры", и они совместно издают рукописную газету "Заря", к которой он дописывает. Мечта Саши стать епископом, чтобы поднять авторитетное слово за свой угнетенный народ, лишенный права на образование и рассматривался немцами с пренебрежением, а поляками с презрением. Дух этого народа сохранился еще только в глиняной лачуге и доме священника. На селе он силами молодежи дает народные представления, женится впоследствии с образованным, позитивистским путем ориентированной дочерью соседнего священника, и они оба выбираются служить народу. Сын Саши - Саши также является студентом во Львове и принадлежит к тайному обществу, что имеет задача лелеять народный язык. Он и его товарищи записывают народные песни, сказки. В таинственной львовской бабушки он одалживает книги из Киева: Шевченко, Цветок, Гоголя. Но увы, Захер-Мазох не мог не повести Саше в польский графский сальон, где он влюбляется в шляхтянку Марту. Тема дальнейшей интриги - польский род уничижающей потомками галицких бояр, но любовь побеждает все преграды и Марта старается изучать "русскую мову".

Захер-Мазох, живя в Галиции и будучи посвояченим через маму с галицкими шляхтичами, которые еще были верны своему народу, должен был, конечно, слышать про "Русскую троицу" и первых будителей национального возрождения. Однако сальонна интрига давала ему лучшие возможности обнаружить комедийный талант, у него не было силы развернуть широкое эпическое полотно. Во многих повестях и рассказах автор подчеркивает внешнюю красоту и благородство характера украинцев:

"Народ в Карпатах и на Холме отличается гордым строением тела и классическими чертами лица" ("Саша и Сашка"). "Одна из тех красивых крестьянок, что их можно встретить только у нас, в Галичине, и еще в римской Кампонії, большая и гордая строение тела, странная красота в благородном рафаелівському лице и в больших синих глазах..." "Украинские крестьяне с их серьезными словно вылитыми из бронзы лицами." "Он умер, как и жил - тихо и доблестно, до последней минуты настоящий

крестьянин, настоящий украинец..." Подобные предложения указывают на то, что Захер был большим симпатиком украинских низов. Он зачислює себя к ним, когда пишет в повести "Матерь Божия": "Потому что нас, украинцев, действуют музыка и пение словно магия, из наших народных песен мы слышим голоса наших предков, что лежат похороненные в высоких могилах, к нам говорят из них духи леса, воды, воздуха..."

Без сомнения, что до этого романтического увлечения украинским населением, ее бытом, прошлым и фольклором привело лектура Гоголя, Шевченко (раз он сравнивает галицкие крестьянские фигуры с запорожцами), но не исключено, что здесь отразились еще и другие влияния: козакофільство и более поздняя хлопоманія польской подольской шляхты, которую автор описал в нескольких ярких натуралистических произведениях [26].

Напоследок несколько слов о Захерову язык. Мы уже упоминали, что лексика переткана украинскими, польскими и еврейскими выражениями. Аналогичная ситуация с его фразеологией. В нем выступают языковые кальки, обороты, взятые из славянских языков: Nehmen Sie например. - возьмите, например, (в смысле поймите); Kamen ihren so gute Freundchen von allen Seiten - пришли вам со всех сторон добрые приятели; Er wurde ihnen ganz rot - он станет вам совсем красным; Sie muessen kommen und uns ausbitten - вы должны прийти и нас выпросить; Fuerchten Sie Gott! - бойтесь Бога!

Он вплетает очень радушно также поговорки, что их переводит и в примечании поясняет: Auf wessen Wagen du fuehrst, dessen Lied sollst du singen - на чьем возу сидишь, того песню пой; громада - великий человек - die Gemeinde ist ein grosser Mensch и другие.

Мы очертили контуры украинской тематики в творчестве Захера-Мазоха. В ней, как мы видим, много правдивых данных, но и много искажений, вызванных то поверхностным знанием галицкого народной жизни, то тенденцией автора придавать своим произведениям экзотического окраса. Он вступил в литературу именно в эпоху, когда немецкий читатель открывал славянский мир, что казался ему непостижимым и таинственным. Учитывая ожидания своих читателей, Захер-Мазох старался придавать своим героям необычного рис и ставить их в исключительные ситуации. Творчество Захера-Мазоха еще почти неисследованная. Кроме этажных рецензий после появления единичных произведений, имеем несколько трудов, рассматривающих его творчество, как объект психо-патологических исследований. В его произведениях есть определенные наслоения, и для нас особенно интересно выделить эти слои и узнать, что в них опирается на истинном фактаж, собранном собственным опытом и лектурой, что одолженное, а что выплыло из его творческой фантазии.