Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

НИКОЛАЙ КУЛИШ
Украинское село 20-х годов в пьесах Николая Кулиша


 

Фигура Николая Кулиша вернулась к нам из забвения. Только сейчас мы открываем для себя наследие писателя, который за тоталитарного режима был вычеркнут из национального и культурной жизни нашего народа. Именно сегодня мы стараемся найти первопричины его трагедии и ошибок, осознать сущность творца.

Кулиш был талантливым драматургом мирового масштаба. По его современности он не имел себе равных. Сейчас пришло время по-новому рассмотреть проблематику произведений художника, понять думы и боли его. Почему именно? Потому что для Николая Кулиша важнейшими были судьба, будущее народа.

Лучшая часть творческого наследия драматурга посвящена судьбе украинского села 20-х годов. Это такие его драмы, как "97", "Копуна в степях", "Прощай, село". Что волновало автора? Что побудило художника обратиться к проблемам человеческой жизни? Да, это голод, поиски путей к лучшей жизни на селе, простой люд со своими моральными ценностями...

Пьеса "97" - это горячий кусок жизни. Суровою правдой о украинское село во время голода 1921 года предстает перед нами настоящее произведение искусства. По воле Совнаркома украинское село становится "донором" для российских областей - вот жизненная основа пьесы. Главная коллизия - борьба крестьян-бедняков во главе с Мусієм и Серегой с кулаками Гирей и Годованим за изъятие из церкви драгоценностей золотого креста и чаши, - которые якобы должны были спасти людей от голодной смерти. Конфликт с позиции автора, за то, что он классовый, не может разрешиться мирным путем. Вот-вот вспыхнет кулацкий мятеж. В слободке царит безвластие, а диктатура пролетариата - это символ насилия и беззакония. Начался голод и причина не кулаки, а именно партийные чиновники. Жизнь крестьян после установления советской власти становится нищим, обреченным, опустошенным.

Своеобразным продолжением драмы "97" была пьеса Николая Кулиша "Коммуна в степях". Именно в ней автор ставит "гамлетовский" вопрос: быть или не быть коммуне? и решает его. Конфликт тот же: крестьянская беднота и кулачество противостоят друг другу. Только Вишневый,хозяин хутора, понимает бесперспективность коммуны. Члены коммуны у Кулиша - люди, искалеченные физически и морально, одинокие, без корней, побитые судьбой, что не могут прочно стать на земле и плодотворно работать. Не оправдалась борьба крестьянства за новую жизнь. И хотя автор жил этой пьесе, верил в возможности построения счастья для крестьянства, но прозрение пришло и он разочаровался. Мечта в "Коммуне в степи" окутана печалью.

Продолжением летописи о разрушения украинского села советчиной была пьеса "Прощай, село!" - заключительная часть трилогии Николая Кулиша из жизни крестьянства. Бедняк Роман - главный персонаж, стал хозяином, полученными от оеволюціїї долгожданную землю, которая должна перейти в колхозную собственность. Коликтивізація, что здійсніти ее имел Марко, стала причиной разрушения семей. Перед крестьянами встает выбор: в колхоз или в Сибирь. Символическое звучание приобретает оставления крестьянами своих обжитых мест. Автор утверждает, что заканчивается старая жизнь, а новое вряд ли будет сулить что-то хорошее.

Драмы Кулиша на тему украинского села 20-х годов - то внутренние драмы человека, брошенного в водоворот испытаний и экспериментов советской властью. Конкретное приобретает у драматурга весомое звучание - оно перерастает в общечеловеческое. Его пьесы становятся правдивым документом трагической эпохи, при которой уничтожались и крестьянская культура, и традиции, и обычаи. Документом, что будет волновать своей проблематикой еще не одно поколение украинцев.