11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Григорий Косынка НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
Человек на распутье революции: «Мать» Г. Косынки и «Я (романтика)» Николая Хвылевого
Так испокон веков было:
Одни упирались с тряпкой в руке,
вторые тянулись к стяга зари
и шли за хвостами комет,
раскусив орех бытия.
Николай Хвылевой
Нет в мире таких идей, за которые
можно было бы заплатить
человеческой жизнью - чужим или собственным!
Лесь Курбас
Григорий Косынка и Николай Хвылевой... Люди одной эпохи, талантливые писатели, великие мастера художественного слова... Однако у каждого из них (а так бывает всегда!) своя судьба, свой путь к признанию, свое миропонимание и свое мировозрение... Закономерность, что не требует доказательств... В центре внимания обоих писателей - человек, в основном та, что оказалась на распутье революции. Что характерно для Григория Косынки? Обґрунтую ответ на вопрос, ориентируясь на новеллу «Мать», написанную в 1925 году. Главный герой новеллы - Андрей, сельских парень, что имеет, пожалуй, вне политическую позицию. Вспомним некоторые эпизоды из новели. уезжая за врачом, он (Андрей) попадает в боевую смуту: поляки мобилизуют подводы. Юноша не хочет оказаться среди них, он «пускает коня вдоль испуганного села на всю прить» и ... встречает тройку польских кавалеристов. Диалог с поляками подтверждает мнение относительно его вне политических взглядов. У него есть своя цель, как он говорит, постановление: привезти к матери врача, а все те, с кем он столкнулся ночью, просто враги, которые мешают ему добраться до Зеленогаївської больницы, «что стояла вне армиями». А врагов надо уничтожать. Уже возвращаясь домой, он немилосердній ярости выстрелит, и от того будет «пьяный какой-то большой радостью победы». В душе Андрея - постоянная борьба: хорошо, что поляки отступают, но, отступая, они могут конфисковать коня, забрать подводу, хлеб, а то и убить. Юноша никому не хочет служить: ни полякам, ни гайдамакам, ни Котовском; им овладела лишь тревога за мать. Даже о односельчан он почти не вспоминает, и мысли о конфискации более принадлежат не ему, а крестьянам, которые устали от того, что на селе постоянно меняется власть. В этом водовороте событий трудно понять, кто наши, кто ваши, а кто свои. Андрей - типичный представитель того крестьянства, которому нелегко определиться относительно идеалов. Однако тревога за мать - не только тревога за семью. Это и тревога за окружающую среду, гармонию которого нарушено.
Одна из лучших новелл Николая Хвылевого «Я (Романтика)». Основной мотив ее - революция, гражданская война и их влияние на обычного человека. Если герой новеллы «Мать» Григория Косынки имеет имя, то герой новеллы Николая Хвылевого - безымянный революционер-фанат. Он отстаивает абстрактную идею с оружием в руках. Он - дитя своей эпохи; перекладывает на свои плечи огромный груз - переустройство мира. Но смена формаций сопровождается уничтожением инакомыслящих. Согласно ежедневной работой чекиста есть убийство людей во имя все той же идеи, врагов, которые не разделяли убеждения революционеров. Мотив Андрієвих действий - тревога за мать, мотив действий фаната - освобождения человечества, физическое уничтожение тех, кто тормозит новое светлое будущее, кто не видит «загірної коммуны».
Без волнения и слез на глазах нельзя читать следующие строки: «Тогда я в неге охваченный пожаром какой-то невозможной радости, забросил руку на шею своей матери и прижал ее руку к своей груди. Потом поднял маузер и нажал на висок»...
Какой ужас! Сын убивает родную мать за идею... Писатель приходит к выводу: преданность идее раздваивает личность, убивает чувства справедливости, добра, правды, разрушает человеческое «Я».
А если ты взял такой грех на свою душу? Это уже полная деградация человеческой сущности. Вот доказательства. Современность лирический герой воспринимает как «пир» правда дикой страны. Безумие и категоричность в действиях - последняя инстанция рассуждений персонажа. Он признается в том, что по сути своей бандит, инструмент. В его рассуждениях нет ничего человеческого. Трудно понять такого человека. Убивать хозяев, осуждать невиновных и после этого спокойно смотреть на эти портреты и не чувствовать гнев, думать о том, что «я - чекист, но и человек»... Разве можно назвать человеком того, кто физически (и морально тоже!) уничтожил самого дорогого человека. Кто убивал мужчину и женщину, которые в окружающих ситуациях пытались разобраться с помощью религии. Чекиста-фаната я воспринимаю как зверя, дикого, хищного, у которого нет ничего святого. Он даже не похоронил матери... Оправдать его действия нельзя. Закончить свои размышления хочу словами М. Жуменського: «Немного найдется в мировой литературе таких произведений трагического звучания, в которых с поразительной художественной силой были бы воспроизведены драматическое раздвоение реальности и идеалов, внутренний конфликт революционера, который попадает в созданную революционными идеями ловушку».
|
|