Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ПАВЕЛ ТЫЧИНА
Тычина Павел Григорьевич поэт, общественный и государственный деятель


 

(1891-1967)

Родился 27(15) января 1891 г. в селе Пески Козелецкого уезда Черниговской губернии (ныне Бобровицкого района Черниговской области). Происходит из старинного казацкого рода (его предок, по семейному преданию, был полковником у Богдана Хмельницкого). Отец будущего поэта был сельским дьяконом - учителем школы грамоты». С детства проявил способности к музыке, рисованию и стихосложению. В 1900-1907 гг. учился в Черниговском духовном училище (бурсе), в 1907-1913 - в Черниговской духовной семинарии. Впоследствии, учась в Киевском коммерческом институте, работал в газете «Рада». На это время пришлось его ознакомления с новейшим украинским искусством, личное знакомство с самыми известными его представителями. В 1913-1914 гг. - в редакции либерального украиноязычного журнала «Свет», а после его закрытия - в Черниговском статистическом бюро. В 1916-1917 гг. - помощник хормейстера в украинском театре М.К.Садовського. 1920 года путешествовал с капеллой К.стеценко «Мнение» Правобережной украине от Киева до Одессы. Того же года организовал хор (с 1921 г. Капелла - студия имени Леонтовича), с которым выступал до 1923 года. С 1923 по 1934 год - соредактор журнала «Красный путь» (Харьков). Входит к основанной в 1923 г. Союза пролетарских писателей «Гарт». в 1926 году принял активное участие в создании ВАПЛИТЕ (Свободной Академии пролетарской литературы) с М.Г.Хвильовим на лбу, куда вошли и бывшие члены «Гарта».

С 1929 г. - действительный член Академии наук Украинской ССР, в 1936-1939 гг. и в 1940-1943 гг. возглавляет Институт литературы АН УССР. С 1947 г. - член-корреспондент Болгарской АН, доктор филологии. 1943-1948 гг. - министр образования УССР. С 1953 по 1959 год - председатель Верховного Совета УССР, заместитель председателя Совета Национальностей ВС РСФСР, член многих обществ, комитетов, президиумов, кавалер орденов и медалей. Лауреат Государственной премии СССР (1941), Государственной премии УССР имени Т.г.шевченко (1962). в 1967 году получил звание Герой Социалистического Труда.

Умер 16 сентября 1967 года в Киеве.

Многолетняя эксплуатация имени и авторитета художника тоталитарной системой стала причиной его глубокого внутреннего конфликта с самим собой, привела к падению его реноме как поэта в глазах соотечественников и мировой общественности. У современников оказалось неоднозначное отношение к его творчеству, нежелание вникать в ее скрытые подтексты и мотивы. П.Г.Тичина остро чувствовал трагизм своего положения в роли винтика тоталитарной идеологической машины (что засвидетельствовано, в частности, его собственными оценками, анализом его творчества, характером отношений с другим выдающимся украинским поэтом - Евгением Маланюком).

П.Г.Тичина начинал как поэт в 1906-1910 гг. из наивного подражания народных песен и произведений Т.г.шевченко. Первые печатные произведения молодого поэта появились в 1912 г. Событием огромной важности в современной украинской литературе стал выход в свет первого сборника стихов «Солнечные кларнеты» (1918), проникнутого солнечной верой в жизнь, в человека, в родной обездоленный народ. Эта книга сразу поставила 27-летнего поэта рядом с первостепенными деятелями современного украинского возрождения.

По определению Г.Грабовича (США), ранняя символістська система Тычины построена на слиянии традиционного, народного и неповторимого, индивидуального, на колебании между реальностью и мечтой, эстетическом восприятии космоса и резонирующего «я»... В основе исканий художника, по мнению исследователей, - давний философско-культурологический код: человеческое «я» и Бог, Вселенная. Тычина рано утвердился в мысли о поэзии как синтетический вид искусства. На практике это обернулось переносом в плоскость поэзии средств смежных искусств: в «Солнечных группы кларнетов» звук подается «окрашенным», цвет - «озвученным», зрительные образы чередуются со слуховыми. В стихах этого периода можно найти переклички с Рабиндранатом Тагором, Уолтом Вітменом, Эмилем Верхарном, однако при этом они, эти стихи, остаются самобытными и самодостаточными.

Большое влияние на П.Г.Тичину произвели М.М.Коцюбинський (они часто встречались и общались в последний период жизни Коцюбинского в Чернигове), О.М.Пєшков (Максим Горький). По трагической напряженностью, эмоциональностью и философичностью творчество п.г. тычины сопоставляют с творчеством английского реформатора поэтического языка Томаса С.Еліота, лауреата Нобелевской премии (1948 г.). Среди композиторов и художников ему были духовно близкими Лист, Берлиоз, Римский-Корсаков, Микалоюс Чурльоніс и Мартирос Сарьян.

В течение жизни п.г. тычины существовал постоянный и чрезвычайное давление на него, на его творческую активность. Импрессионизм и особый композиционный характер его произведений, начиная со сборников «Плуг» (1920) и «Ветер с Украины» (1924), все больше стирается и заменяется сначала риторическими, а дальше и абстрактными формулировками. Переломной в творчестве поэта считается сборник «Чернигов» (1931 г.), которая обозначила его переход в число «официозных» авторов. Однако творчество п.г. тычины и после этого не вписывается в прокрустово ложе простых схем: его скрытое противостояние с тоталитаризмом на этом не прекращается. Это подтверждают отдельные поэтические, литературоведческие, публицистические произведения более позднего времени: «Григорий Сковорода» (1939), «Похороны друга» (1942), «Творческая сила народа», «Прочь грязные руки от Украины» (1943) и некоторые другие.

Несмотря на губительный для творца влияние тоталитарной системы, П.Г.Тичина в области поэзии, прозы, публицистики, а также в научно-критических работах проявил себя одним из самых образованных советских писателей, чья эрудиция охватывала смежные с литературой виды искусства - музыку и живопись. При жизни он успел звідати не только разочарование, но и искреннюю дружбу, любовь (в этом оказалась его преимущество над бездушной системой, заложником которой был).

Похоронен П.Г.Тичина на Байковом кладбище в Киеве.