Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Устное народное творчество

 


Важным явлением культурной жизни Киевской Руси стало появление литературы: исторической, философско-публицистической, юридической, художественной и церковной. Возникновение и развитие древнерусской литературы тесно связаны с социально-экономическими, политическими и культурными успехами Руси, распространением письменности во всех сферах общественной жизни.

Еще до возникновения письменности у восточных славян существовало богатое устное народное творчество: обрядовые песни, предания, заговоры, заклинания, эпические и лирические песни. Особое распространение получили за древности эпические песни-былины, которые исполнялись под музыку в речитативно-декламационный форме.

Развитие фольклора на Руси был тесно связан с верованиями народа, которые до введения христианства имели анімістично-магический характер. Устойчивость обрядов и поэзии и связанной с ними языческой религии прочно держались в народных массах, несмотря на влияние новой христианской религии. Постепенно старые традиции и обряды приспособились к церковных праздников и обрядов, что привело к возникновению двоеверие, то есть сосуществование двух религиозных мировоззрений народа.

Языческая религия создавала не только обряды, но и стала основой для создания поэтических форм обрядового фольклора, одним из старейших видов которого являются мифы. Боны были распространены и во времена Киевской Руси, о чем свидетельствуют их отрывки в письменной и устной передачи. Заклинания и заговоры возникли из веры первобытного человека в волшебную силу слова. Остатки заклинаний сохранились в Первоначальном летописи (в договорах русов с греками). К X в. сформировался календарный обрядовый фольклор, связанный еще с языческих времен с народными годовыми праздниками, и позакалендарний - приурочен к различным явлениям быта (свадеб, похорон и т.д.), что достаточно прочно держался в крестьянском быту на протяжении многих веков. Как словесное оформление обрядов, связанных и с годовым циклом земледельческих работ, с четырьмя временами года и другими обычаями, бытовала обычно-обрядовая поэзия. Календарные песни - высокохудожественные произведения, их образы, поэтические средства вырабатывались в течение многих веков. В прозаических фольклорных жанров Киевской Руси относятся сказки, предания, легенды, поговорки, пословицы и загадки.

С ростом Киевской Руси, рос в народе и интерес к прошлому, к событиям и деятелям давно минувших времен. Возникали упомянутые исторические предания, которые передавались устно и распространялись в форме героических былин. Былины - это эпические песни, отражающие историческую судьбу Руси и посвященные историческим событиям из жизни народа, защиты страны от врагов, различным социально-бытовым явлениям. Зародились былины в конце первого тысячелетия в Киеве, Чернигове, Галиче, Новгороде и в других городах и землях Руси. Известны былины так называемого Киевского и Новгородского циклов. Среди них большинством ранних считается былина о Святогора. Любимыми героями былин Киевского цикла (непосредственно связанные со славным градом Киевом и князем Владимиром) были воины-богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Ставр Годинович, Больга. Самый популярный среди них Илья Муромец - крестьянский сын, обобщенный образ русского воина-патриота, самоотверженного защитника русской земли, вдов и сирот. Популярным героем народного эпоса - былин - был и пахарь Микула Селянинович, в образе которого воспет труд и подвиг простого человека 2. Сами герои в основном являются реальными историческими лицами, имена которых упоминают в древних летописях 3,

Былины тесно связаны с народной обрядовой песней (обычаю величание, с колядними и свадебными обрядовыми песнями), со сказочными мотивами. Композиционно каждая былина делится на три части: зачин, изложение и концовка. Поэтика былин богата и разнообразна. Нередко используется гипербола, характерны постоянные эпитеты, сравнения, паралелізми, метафоры. Ритм четкий, стих так называемый былинный, который является разновидностью тонического стиха.

Творил и исполнял былины собственно народ. Из его массы выделялись талантливейшие певцы-рассказчики. Память народная донесла до нас имена таких профессиональных художников, как Боян и Митусе. Позже носителями фольклора могли быть скоморохи.

Устное народное творчество оказало большое влияние на древнерусскую литературу, на ее форму, язык и стиль. Особенно это сказалось на исторических произведениях наиболее ранней литературной формы на Руси. Возникновение исторической литературы, в частности, летописания, тесно связано с развитием общественного сознания, интересом к прошлому своей страны, попыткой определить место Руси среди других стран и народов.

Фольклор отражал трудовой процесс, характер земледельческого занятия, быт и др. Эти явления нашли свое эхо в так называемой календарной и обрядовой поэзии, исследовать и изучить которую можно на основании архаических остатков в быту украинцев.

До календарной поэзии можно отнести образцы народного творчества, связанной со сменой поры года - весны, лета, осени, зимы. К обрядовой поэзии принадлежит устное народное творчество, насыщена в основном свадебными и похоронными обрядами-песнями. В обоих из них отражены языческие верования и обычаи, которые позже продолжали сосуществовать наряду с христианскими.

В народной календарной поэзии наиболее воплощены анімістичні верования, одухотворение природы, веру в магические силы ее явлений и т.д. К такой поэтического творчества относятся колядки и щедривки зимой, веснушки, выразительные, купальни, обжинкові и другие песни весны и лета. Подавляющее большинство их связано с рождением, смертью и воскресением природы.

Позже языческие обряды обожествление природы соединились с христианскими верованиями о рождении, смерти и воскресения Христа. Примерами служат такие христианские праздники, как Рождество, Пасха, Спас и т.д.

Постепенно большая часть обрядовой поэзии потеряла свое культовое значение, и лишь колядки (которые выполняются под Рождество) и щедривки (под Новый год и на Крещение) длительное время сохраняли признаки своих прежних магических функций.

Природную основу литературы XV в. составляла устное народное творчество: песни, предания, легенды, заговоры и заклинания. Особое место занимали песни-былины. Известны былины Киевского и Новгородского циклов.

Устное народное творчество формировали думы, баллады, исторические песни, обрядовые, семейно-бытовые лирические песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки.

В украинской литературе XVIII в. появились новые прозаические произведения, авторы которых не просто регистрировали факты, а стремились их обобщить, изложить свой взгляд на события и т.д. В конце XVIII в. широкой популярностью пользовалась "История Русов или Малой России" неизвестного автора. Среди паломнической литературы (записки путешественников до "святых мест") известное произведение "Странствование". Григоровича-Барского. Живым образным языком автор описал впечатления от посещения Венгрии и Австрии, Италии и Греции, Египта и Сирии. Это произведение не потерял своего познавательного значения и поныне. В художественные произведения все больше проникала живая народная речь. Например, басни и стихи Г. С. Сковороды пересыпанные большим количеством пословиц и поговорок. Автор часто использовал народные сказки, песни, притчи. Творчество Г. С. Сковороды заметно повлияла на Ивана Петровича Котляревского (1769-1838) - зачинателя новой украинской литературы. Его известная поэма "Энеида", три части которой напечатана в 1798 г. в Петербурге, воспроизводила реальные картины жизни тогдашнего общества. Исторические песни и думы, баллады и переводы отражали нищенскую жизнь крестьянства и рядового казачества, издевательства над ними со стороны старшины. Появилось немало дум и песен, которые обличали основные пороки тогдашней действительности, призывали народ к социальной неповиновения. В устном народном творчестве прославлялись главари повстанцев - Максим Железняк, Иван Гонта, Олекса Довбуш, обрисовывались Полтавская битва и другие события в жизни Украины. В то же время массы осуждали ликвидации царизмом Запорожской Сечи. В песнях звучали ,мотивы свободы и преемственности героических традиций украинского народа.

В устной народные творчества известны такие думы, как:

"Дума про казака Голоту", "Дума про Марусю Богуславку". Где освещены легендарный образ пленницы, ее героический поступок. Показ страданий казаков-невольников, осуждение насилия человека над человеком, "Дума о Самийла Кошку, "Хмельницкий и Барабаш". также баллады "си в поле забіліло, "Ой был в Сечи старый казак...", "Ой чиє ж то жито, чиї ж то покоси...", а также песни: "Песня о Байде, "Ой Морозе, Морозенку", "Загрустила Украина, так как нечем прожить", "не тот то хмель...", "Как еще не было начала света", "Ой рано, рано куры запіли", "Ой господин хозяина, по твоим двора" - християнізована колядка. Прославление сельскохозяйственного труда как богоугодной. Символическое значение образа дерева."За сенями, сенями и за новыми" - величание крестьянской семьи, "Ой у нашего господарика" - сочетание языческих и христианских представлений.

 

 


Литература

1 Никифоров А. Н. Фольклор Киевской Руси // История русской литературы. - Москва; Ленинград, 1941, т. 1, с. 216-237; Украинское народное поэтическое творчество. - К., 1965, с. 69 - 72, 85-126; Мишанин О, В. Народная словесность древнейшего времени и Киевской Руси // История украинской литературы. - К., 1967, т. 1, с. 33-47.

2 Былины /В 2 т. - М., 1958; Былины. Киевский цикл. - К., 1982.

3 Рыбаков Б. А. Древняя Русь..., с. 39-154; Мирзоев В. Г. Былины и летописи; памятники русской исторической мысли. - Москва, 1978, с. 17-116.