Сочинение
Отображение героической борьбы за свободу запорожского казачества в народных думах и песнях
Казачество... ХV века... Предстают перед воображением времена
кровавых и опустошительных нападений татар и турок на Украину. Первым
бастионом, который принимал на себя самые крепкие удары хищных орд, была
Запорожская Сечь. Отважные казаки-запорожцы мужественно защищали родной
край, освобождали собратьев по неволе. История Украины знает немало отчаянных
походов казаков. Не мог не коснуться этой темы украинский народ в
своих песнях и думах. Героическая борьба за свободу запорожского казачества, времена
казацкой доблести воспроизведены во многих фольклорных произведениях. Живые
образы казацкой смелости, бодрости, свободного, сильного, неунывающего
жизнь предстают перед нами в исторических песнях
о борьбе с турками и татарами. Лучшие черты запорожцев
бесстрашие в боях и походах, добродушие, верность родному
народу - воссоздан в образе легендарного Байды, князя Дмитрия
Вишнивецького - первого казацкого вожака в песне " В Цареграді на рыночков"
("Песня о Байде"). О борьбе за свободу, муки, которых
понесли украинские казаки от поработителей, рассказывает и песня
"Ой, Морозе, Морозенку". Автор рисует страшную смерть молодого
казака, любимца народа и в то же время народное восхищение его отвагой,
его молодецким задором, буйной свободолюбивым нравом.
Широкую популярность приобрела маршевая казацкая песня "Ой, на горе
жнецы жнут", где звучит глубокая любовь к запорожского войска и его главарей
- Дорошенко и Сагайдачного. Нашла свое отражение в песнях и
борьба с польской шляхтой. Песня "Разлились крутые бережечки" дает представление о
канун освободительной войны 1648-1654 годов. Народ не хотел мириться со
смертью своих любимых героев, для него они всегда оставались
живыми, продолжая свою жизнь и борьбу в народных произведениях.
Видное место в этих песнях занимает фигура Богдана Хмельницкого ("не тот
то Хмель"). Героями песни "Не удивляйтесь, добрые люди" является Максим Кривонос и
"Отец Зинов", запорожские казаки, участвовавшие во многих битвах под
Желтыми Водами и Косунем. Патриотизм
и мужество Даниила Нечая, его битву и героическую смерть под городком
Красным воспето в песне " Ой, из-за горы высокой".
Тема казачества нашла свое отражение и в украинских
думах о борьбе против захватчиков родных земель. Старейшая
дума "Козак Голота" рассказывает нам про простого казака-воина, "который не
боится ни огня, ни меча", храбрый и умный. Безусловно
в прямом поединке Голота, который защищает родную землю, побеждает злобного
врага. В думе "Самойло Кошка" народ прославляет небывалый подвиг
запорожского гетмана. Тяжелая турецкая неволя, какая бы она не была
длинная, не убила в сердце Самийла Кошки ни любви, ни казацкого
упорства и таланта. Он сделал, казалось, невозможное - спасся из неволи сам,
да еще и друзей из неволи вызволил. Маруся Богуславка - образец мужественной
женщины-патриотки, которая и в чужом окружении находит в себе силы и мужество,
чтобы выполнить свой долг украинской гражданки, святой долг перед
народом, предстает перед нами в одноименной думе.
"Хмельницкий и Барабаш" - пример патриотизма, уважения и
заботы о своем народе со стороны лучших его сыновей - боевого
казачества и предательства той части казацкой старшины, которая не
считалась с народными интересами. Об освободительной войне против польской
шляхты рассказывается и в думах "Корсунская победа","Иван Богун","О смерти
Богдана Хмельницкого". Еще в те далекие времена, когда создавались эти народные
шедевры, украинский народ связывал идею государственности с честным служением
Родине, патриотизмом, преданностью. История казачества всегда волновала
украинцев. С восторгом они возвращались в своих думах и песнях времен
Запорожской Сечи. Старые думы казачьи, песни всему миру известны. Они
проникнуты грустью, подернутые печалью. Большую значимость фольклора для Родины,
для украинцев отмечал в своих произведениях Тарас Шевченко: Наша дума, наша песня
Не умрет, не погибнет... Вот де, люде, наша слава, Слава Украины!
Богатейшая народная литературное наследие заставляет нас гордиться и прошлым
Украины, гордиться тем, что называемся украинцами.
|
|