Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

КАРПЕНКО-КАРЫЙ ИВАН
И. Карпенко-Карый - драматург, «равного которому не имеет наша литература»

Иван Карпенко-Карый - самая выдающаяся фигура в украинской драматургии. «Чем он был для Украины, для развития ее гражданского и духовного жизни, - Я писал И. Франко о Карпенко-Карого, - это чувствует каждый, кто то видел на сцене, или хотя бы только читал его произведения, и это понимает каждый, кто знает, что он был одним из отцов современного украинского театра, выдающимся артистом и при том большим драматургом, которому равного не имеет наша литература...»
Талантливый драматург-новатор, Иван Карпенко-Карый обогатил украинскую литературу произведениями различных жанров - социально-бытовой и социально-психологической драмой, социальной комедией характеров, исторической драмой. Высоким актерским мастерством, в частности прирожденным умением передать самое существенное в психологически мотивированной поведении личности, он внес весомый вклад в развитие украинского театра.
Карпенко-Карый еще в юности был знаком с лучшими произведениями украинской драматургии XIX века. С годами росло понимание тайн творческого процесса, необходимость соблюдения драматургом законов сцены. Поэтому уже собственные первые шаги на ниве драматургии были успешными: на его ранних пьесах не заметно следов ученичества.
Драматургическое наследие. Тобилевича состоит из восемнадцати оригинальных пьес, в которых он устами обездоленных крестьян, бесталанных женщин-страдниць, бездомных бродяг-наемников трогательно рассказал о гнев и страдания народа. В своих драмах и комедиях («Бурлак», «Бесталанная», «Наймичка», «Сто тысяч», «Хозяин», «Суета» и другие) писатель разоблачил «темное царство» эксплуатации, наживы, моральной распущенности, были закономерным следствием общественных отношений в украинском селе, показал, как эксплуататорская верхушка жестоко изыскивал крестьянскую бедноту, как на нужде и слезах тружеников вырастали роскошь и богатство крупных землевладельцев.
Увлекало писателя и героическое прошлое родного народа, особенно благородные рыцари - верные сыны и защитники народной правды, борцы против чужих и своих угнетателей. Широко известны его исторические драмы «Бондаривна» и «Савва Чалый». Писал драматург и пьесы о жизни украинской интеллигенции («Суета», «Житейское море»).
«Обнять такой широкий горизонт, заселить его таким множеством живых человеческих типов мог только первостепенный поэтический талант и большой обсерватор человеческой жизни», - писал о Карпенко-Карого И. Франко.
«Я принял жизнь», - говорил о свои пьесы драматург и этим определил реалистичный принцип своего творчества. В драмах и комедиях Карпенко-Карого зритель видит:
И «Работницу» лихую судьбу, И «Безталанну» с ее горем... Страдания... мучения... хохот... гам... И выходки жизни человеческой, - На горе наше, больше злого, Чем доброго, - и те надежды, Что ими люди сердце греют.
В этих трогательных строках Панаса Мирного правдиво раскрыты важнейшие черты творчества Карпенко-Карого: верность жизненной правде, высокое художественное мастерство. Отмечая заслуги Карпенко-Карого в развитии украинского театра, Максим Рыльский подчеркивал, что отзывы его драматургии мы слышим, например, в комедиях и драмах Кочерги, «во всем лучшем, что имеем мы. сейчас в украинском театре».