Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Художественное своеобразие образа крестьянина в малой прозе Леся Мартовича




* * *

 

В судьбу писательскую вдумайсь Мартовича,

Путем жизненным в воображении пройди.

Бедных и притесняемых свободы виборювач

Правду искать ушел в миры.

 

Сын крестьянина из массы народной

Должен был пахать на кусок хлеба.

Творческую энергию неутомимого труда

Службам отдал до конца, вдріб'язок.

 

Зря талант не рассеял, обогатив,

Творчество, культуру своего народа.

"Все для людей, - так просто отметив, -

Творчество жизненного кредо моего!"
 
Анеля Ремша

 

 

 

ПЛАН

 

 

1. Высмеивание крестьянского индивидуализма, зависти, темноты бедняков в рассказе "Вот ссы мое".

2. Раскрытие глубокого антагонизма между различными слоями населения в галицком селе в рассказе "Лумера".

3. Раскрытие конфликта за полоску земли в рассказ "За границу".

4. Правдивое воспроизведение галицкой действительности и разоблачения паразитических классов в рассказ "Мужицкая смерть".

5. Показ преимущества морального права крестьянина-труженика над конституционным правом в повествование "Злое дело".

6. Описание картины суда на крестьянствовал в драматической сцене "За топливо".

7. Трагичность окраску политической забитості, темноты и бесправия трудящихся масс в памфлете "Изобретен рукопись о русский край".

 


Прозрачное поле. Золотом переливается пшеница, шепчут спелые колосья ржи, и ветер гонит по нему мягкие волны. Среди них кое-где краснеют цветы мака и синеют зубчатые василька. В синем небе звенит песня жаворонка. Теплый солнечный свет умывает загорелые щеки жницы, ласкает ее золотистые волосы, любуется роскошной вышивкой рубашки. Рядом - жнец. Они улыбаются и счастливы, собирают хлеб со своего поля. Нагретая земля дышит теплом.

Именно такими мечтал видеть своих героев и Лесь Мартович. Счастливыми. Ведь каждый человек стремится к счастью. И творит она в воображении свой образ счастья. Что может дать человеку ощущение счастья? Для многих героев Леся Мартовича счастье - это земля. Ибо она кормилица, требовала рук, ума, заботливости и благодарила за это сторицей. Добрый хозяин уважал и чувствовал ее, как живое существо. И вместе с тем она была величайшим угнетателем, была мерилом человеческой значимости, толкала на преступления, стремясь иметь ее любым путем.

Тему вечных бед крестьян и их зависимость от земли раскрывали в своих произведениях многие писатели. Этой темы коснулся и Лесь Мартович в своих произведениях. По моему мнению, лучшим среди них является рассказ "Вот ссы мое".

Работая на должности писаря и помощника адвоката в провинциальных городках Галиции, автор имел возможность наблюдать споры крестьян за землю, имущество, которые часто кончались драками, вызовами судебные процессы. Не раз подобные истории он слышал из уст крестьян, дела которых сам разбирал, а также подобное мог видеть и в родном селе.

Перед нами предстают типичные галицкие бедняки: Семен Заколесник и Юрий Ануфриев. Представителем наиболее отсталой и затурканої части галицких крестьян есть Семен Заколесник. Прозябая в невежестве и темноте, вину был далек от политической жизни страны. Заботился лишь о собственном клочке земли и не интересовался судьбой своих односельчан, таких же бедных, как и сам. "Кождый кусок - то золото, кождый степень земле. Кто своего не уважает, не стоит то, что его святая земля носит". Завистливому крестьянину показалось, что его сосед Юра відорав ломоть от его собственного почвы. "Святая землица. Если бы могла, прочь убежала бы из-за грани, из Юркового стороны, сожмись, вздулась вверх, а потом вернулась бы обратно под Семена. Но она немощная. Хоть кормит нас, крестных, а уж ей так Господь милосердный дал, мучай ее, поры ее, а она и не дрогнет".

Его мучает, что то, что было Семенове с деда-прадеда, захватывал Юра. И он решает отомстить куму: "Вспахать. Топор за пояс, плуг загнать и - пока его, отсекать. А если бы Юра еще перечил, топором в лоб! Нельзя, враждебно! Я свое отбираю". Однако сомнения не дают покоя Семену. Сколько же отобрать, ведь и сам не раз відорював себе по скибе. Теперь боялся обмануть себя. Для этого ищет права. Он подает на Юру жалобу в суд. И суд только разорил забитого Семена, потому что деньги из дома вынес, а они "взлетели, как птицы, посидели, как огня ухватить, да и исчезли, как дым".

В конце концов, посетив вече, к Семену приходит прозрение. Он убеждается в необходимости крестьянской единства, взаимопомощи, "Мы не должны говорить друг другу: вот ссы мое, но должны все взяться за руки красно и сказать: вот ссы наше!"

Юрка Онуфриева описана как представителя свідомішої части крестьянства. Мягкой свободы, он отказывается бороться за свое, даже тогда, когда этого требуют обстоятельства. Тай был вором - показала комиссия. Однако Юра проводит просветительную работу на селе как активный участник читален, которые были в свое время своеобразными центрами образования и культуры в селах тогдашней Галичины.

Юрка ненавидели за то, что - читальник. Какая им с того кривда, они сказать не могли, но чувствовали в себе, что Юра чем-то и им пакість творит... , "что был оснувателем читальни", "что созвал людей и круг канцелярии следил их, как стада овец, чтобы не разбежались", "что Юра только ждал, чтобы в делах читальные где его послали. Относил письма на почту и с почты относил газеты в читальню. Вообще, ненавидели Юру за то, что его читальники любили".

На примере героев рассказа, автор высказывает мнение о необходимости объединения и активной борьбы крестьянства за свои права.

Трагизм положения безземельного крестьянства, его бесправие автор изображает в рассказе "Лумера".

Иван Притыка и его женщина Аниця целый день жали на поповской ниве по снип, крайне истощились работой. Иван с голода "лишь оскалил зубы". Наелся дома борща, да и заболел, не встает с печи. Жалуется Аниця: "Вот, умрет... бедный мой свет! Недоедает... это от плохого питания..." А поп пересказывает, чтобы они оба шли дожать пшеницу, в итоге сам приходит в дом Ивана ругаться: "Почему вы не идете на работу? Пьяницы, воры! Я вас в криминал отдам!" Едва допросилася Аниця не совершать ей бедствия, а еще и умолила дать старую кобылу, чтобы отвезти Ивана на врачебный осмотр до города. Поп дал бедной женщине такую кобылу, которая чуть не сдохла по дороге, а врач вместо лекарств, на которые так надеялась Аниця, выписал только рецепт. Не имея на лекарства денег, она заехала спрашивать советы у знахарки. Чтобы выйти из постоянных лишений, Аниця решила идти в батраки, а поп, возмущенный тем, что потерял дешевые рабочие руки, поднял шум: "Здесь опасно, кто против всего святого бунтует народ, а он без того дикий!"

Автор противопоставляет попівську ложь и мужицкую правду. Увидев, что Иван, отдавая долг, пытается освободиться из-под экономической зависимости, поп гневно возмущается.

Он обзывает мужиков грязными словами, которые якобы живут крючкотворством. И крестьянин говорит правду в глаза: "Не крутнею мужик живет", а лумерами, то есть своим изнурительным трудом, с которой ему тяжело и выжить, ибо заработанное в поте лица уходит на налоги. Автор раскрывает всю нищету существования крестьянина-труженика, его экономическую зависимость от сытых и богатых. За такими "лумерами" жили Иван и Аниця, что жали по снип на чужом поле, терпели голод и холод. Подобным их было и жизни многих других крестьян, которые в жизни не знали просвета, словно живыми вкапывали себя в землю.

Спор крестьян за землю раскрыта в рассказе "За грань", в котором автор рисует образы крестьян Григория и Йванихи. Темных, затурканих, жажда земли которых сделала сварливыми и эгоистичными, привела к вражде.

Поражает ужас положения крестьян и в рассказе "Мужицкая смерть". Умирает человек. Свидетели умирание Грица Баната пытаются утешить его своим, мужицким, способом. Каждый рассказывает про свои беды, ибо "все легче, как кажется мужчины нещасливішого от себя".

Доведенная до отчаяния Грициха приповідала:

"...Пойду я с детьми под чужие плоты. Заберут чужие люди мой труд. Целый век свой я вкалывала, ночью не досыпала, делала тяжело, как и скотина, и не себе, не себе".

По словам Семенихи "христианин приходит в мир чтобы бедствовать".

Не менее страшными являются суждения Процихи: "... Бедно творится, так бедно, что придется с голоду умирать. Но христианин живет надеждой: пручає беду, как может... Христианин пашет целая жизнь. Так целую неделю, как вич в плуге. А все: кобы здоровья, то как-то перебудеться".

Даже Гриша, умирая, мечтает о том, как бы хотелось умереть, как люди. Собрать соседей, семью и "зарядить своим "маєством, потому что я его с собой в гроб не заберу".

И в мечтах раздает свое имущество. Уделяет детям, при этом давая наставления, как жить, кто будет ухаживать мать, кому какая пайка, и что по смерти будут говорить соседи.

И умереть так, как люди, Гриша не мог. Мало того, жил не как люди, лишенные возможности лечения теперь, да и ухода не имел, который должен был быть за смертельно больным человеком в последние дни, он и умереть не мог, как люди. Потому что средств на жизнь семье не оставил, а потерял последнее, что имел. Долг у ростовщика вырос вдвое. Вернуть его Гриша не мог. Ростовщик уже посягает на "помірочок", который кормит всю Грицеву семью. Как и за что должны его похоронить, это мучило его больше, чем болезни или смерть.

"А откуда же я еще тебе на похороны возьму, за что тебя похороню? За свои слезы?", - причитала над еще живым мужем Грициха.

В этих словах ужасная правда мужицкого жизни и смерти. Женщина, как и Гриша прекрасно знает, что мужчина "хоть бы осилил, то ничего не посоветовал бы". Поэтому взрыв сожаления и гнева, возмущения и упрека адресуются не Грицю, а австро-венгерскому правительству с его законами, которые "за бедными людьми, за калеками не обстають".

Каждый из героев говорит о своем горе, которое вливается в общий многоголосый хор. Угнетенные социальным строем, труждающиеся налогам и подневольным трудом, доведенные до отчаяния и смерти, они были должны в конце концов начать осознавать себя социально.

Лесь Мартович утверждает в душах своих героев высокие человеческие идеалы, витравляє все рабское, эгоистичное, низкое. Хозяином должен быть на земле тот, кто работает, а не вор и разбойник.

Два мира - господина и крестьянина - изображает Лесь Мартович в рассказе "Плохо дело", показав превосходство морального права крестьянина-труженика над конституционным правом, правительственным, что не учитывает народных традиций, пренебрегает разумом простого человека.

Петр купил у Семена кусок поля без ведома и согласия его женщины. В соответствии с "мужицким правом", поле Семена "непродажне", ибо должно перейти в наследство его четырем детям. А суд признает, что поле Петр купил законно. Женщина Семен, Елена, противопоставляет доводам суда "хлопське право": "Я имею с ним четверо мелких детей. Что им с папы, с мамы, как останутся без почвы?" По мужицким обычаю" покупать "непродажний грунт" - "плохо дело". И Елена таки повлияла на совести Петра - тот почувствовал, что сделал зло своему соседу, нарушил нормы человеческих взаимоотношений. Семен отдает Петру деньги, полученные за проданную землю, снова переходит к своему хозяину. Сами крестьяне пришли к согласию, помирились на основе древних традиций, пренебрегая конституционными законами.

Не менее ужасные картины бесправного жизнь крестьян изображена в драматической сцене "За топливо".

Будучи сам юристом, Лесь Мартович немало внимания уделял показа буржуазного суда как средства угнетения крестьянства.

Судят крестьянина-бедняка, который ночью взял в барском лесу хвороста, потому что не было на чем сварить обед. Суд, конечно, защищает права господина. Подсудимый отрицает свою вину: "Я ничего не крал. Я топливо брал. Мне положено".

На замечание судьи, что когда ему положено, то он должен позивати господина в суд, обвиняемый отвечает одним возгласом "ая", давая понять, что суд всегда станет на сторону господина. Конечно, суд стал на сторону господина и крестьянина приговорили на две недели тюрьмы.

Автор показывает, к какому экономическому упадку дошло трудовое галицкое крестьянство, раскрыл, до какой степени оно было зависимо от польско-шляхетского помещичьего хозяйства, каким тяжелым бременем для трудового народа был императорско-королевский суд, оборонял интересы господствующих классов.

Официальном законодательству, антинародному в своей основе, автор противопоставляет мужицкую право, еще до конца не осознанное народными массами. Герои рассказов чувствуют справедливость своей мужицкой правды, но через забитость, неорганизованность отстаивают ее пассивно.

Картины бесправного, подневольного, напівтваринного жизни муссікусів Мартович рисует в рассказе "Изобретен рукопись о русский край". От подводит читателя к выводу о абсолютную враждебность этой страны до народных масс.

И так рассказ за рассказом, новелла за новеллой, предстают перед нами картины страдницького жизни бесправного крестьянства Галичины.

Слабое промышленное развитие Галичины ухудшал положение трудового крестьянства. Тяжелые экономические условия приводили к обнищанию, спродування земли, массовой эмиграции крестьянства. Это в свою очередь приводило к обострению классовой борьбы.

Иван Франко писал о тогдашней Галичину: "Лихва разрушала народ. Ли цитації (спродування земли за долги) сыпались тысячами, банки разбросали свои научные сити, недороды шли одни за одними, увеличивалась нужда ужасно".

Лесь Мартович среди простого люда Галичины видел своего героя честным, скромным, горячим патриотом своего народа. Симпатии к нему сохранял до конца жизни.

Нужно было глубокое знание народной жизни, психологии крестьян, чтобы создать такие талантливые произведения.

Да и писательская судьба самого автора была трагической. Выйдя из-под крестьянской крыши, из гущи народных масс, ушел в большой мир искать правду, бороться за лучшую судьбу для униженных и угнетенных. Неутомимо работая на кусок хлеба, тратя свое время и творческую энергию на службу в адвокатских канцеляриях, слонялся по галицких городках в поисках лучшего заработка.

И не упустил своего таланта, не разочаровался в выбранном пути.

Видимо, недаром эпиграфом к одному из своих рассказов Мартович поставил такие знаменательные слова: "Не для славы, а для людей". Они были его жизненным и поэтическим кредо.

И путь этот был покрыт терниями.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Бандурак Владимир. Лесь Мартович вблизи. Издательство "Карпаты". Ужгород, 1971 год.

2. Бандурак Владимир. Рассказы о Леся Мартовича. Ужгород. Издательство "Карпаты", 1977 год.

3. Белецкий Ф.М. Лесь Мартович. Киев, 1961 год.

4. Кононенко В.И. Мой родной край - Прикарпатье. Ивано-Франковск, 2000 год.

5. Мартович Лесь. Изобретен рукопись о русский край. Киев, "Радуга", 1991 год.

6. Мартович Лесь. Новеллы. Издательство ЦК ЛКСМУ "Молодь". Киев, 1950 год.

7. Федор Погребенник. Лесь Мартович. Издательство художественной литературы "Днепр". Киев, 1971 год.