Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Театр Леся Курбаса

 

Имя режиссера украинского театра Леся Курбаса (1887-1942), родившегося в Галичине, без всякого сомнения должно стоять между корифеями театра 20 века, рядом со швейцарским реформатором Адольфом Алия (1862-1926), французом Жаком Копо (1879-1949), англичанином Эдвардом Гордоном Крэгом (1872-1966), русским Всеволодом Мейерхольдом (1874-1942), немцем Эр вином Піскатором (1893-1966) и австрийцем Максом Райнгардтом (1873-1943).

Эти реформаторы могли воплотить в практику свои революционные теории, имея поддержку существующей театральной традиции. Не так было с Лесем Курбасом, которому пришлось взять на себя огромное задача создания украинского авангардного театра без предшественников на этом поле, начиная с пустого места.

Когда жизнь страны была на грани полной разрухи, стало понемногу налаживаться, театральные деятели также делали все возможное для возрождения театра. Лесь Курбас был среди них наибольшей творческой силой.

Окончив философский факультет Венского университета (1907-1908) и Львовского (1908-1910), Курбас посвящает себя театру. В течение нескольких лет он приобретал актерского опыта в различных провинциях города. Только в 1916 году он поступил в театр Садовского в Киеве. От этого момента после создания экспериментальной театральной студии начинается его настоящая художественная карьера. Работа в этой студии пригодилась ему два года позже пди время организации "Молодого Театра". В этом театре Курбас ставил замечательный репертуар: "Царь Эдип" Софокла, "Горе лжецу" Франца Грильпарцера, "Кандиду" Бернарда Шоу, "Затопленный колокол" Гергарта Гавптмана, "Тартюфа" Мольера, "Хозяйку гостиницы" Карло Гольдони, "Ревизора" и "Женитьбы" Гоголя, "Дядю Ваню" Чехова, "Макбета" Шекспира и, понятное дело, ряд произведений украинских авторов, как "Гайдамаки" по Шевченко, "Черную Пантеру" Винниченко, "Украденное счастье" Франко...

Это в "Молодом Театре" Курбас впервые воплотил в жизнь свои идеи того времени о пути театра. Он занял положение решительно против театрального реализма (например, как у Станиславского) - реализма, что, согласно его убеждениям, подавлял актера. Он пытался избавиться от рутины, объединяя в одно целое ритмику и пластику дикции, мимику и акробатическую гибкость актеров. Что же касается декораций и костюмов, то они творили чудо в фресках цветных форм в соответствии к стилю пьесы: античного, романтического, экспрессивного, символического или конструктивістичного. Режиссер становится абсолютным хозяином готовящейся спектакля.

Иосиф Гирняк, один из главных актеров "Березоля", приводит в своей книге слова, которые часто повторял Курбас в начале 1920 годов:

"Теперь, когда мы не имеем талантливых драматургов и высококачественных пьес, решающая роля в творческом процессе театра принадлежит режиссеру. Настоящий режиссер - не только организатор, но и интерпретатор. Режиссер интерпретирует не только жизнь, но и автора. В случае расхождения режиссера с автором, он имеет право и должен пьесу исправить, донести до нужного ему звучания. Тогда допустимые сокращения, перестановки действующих акцентов, перетрактовка сценических ситуаций, характеров, приложения режиссерских интермедий, прологів и епілогів.

Курбас придавал огромного веса профессиональном формированию актеров и режиссеров. Для этого он выработал систему обучения актеров, основанную на культуре речи и жеста, устанавливая правила стиля, формы, точности экспрессии, ясности каждого движения тела, потенциальной важности пауз среди предложения, динамики мотивированных ситуацией контрастов, обязательного применения технических приемов. Курбас требовал от каждого актера усилия концентрации, чтобы он принялся общей идеей спектакля, понял внутренние факторы воздействия и глубокие переживания действующих лиц.

Ирина Авдієва в своих воспоминаниях о тех временах приводит слова Курбаса: "Цель - это не статисты, это музыка спектакля" - и пишет далее, что "каждый, кто принимал участие в массовках, должен был понять себя как музыкальный инструмент с богатым диапазоном звучания.

"Березиль" уже занимал центральное место в театральной жизни Украины. Не только его спектакли привлекали широкую публику. Театр сумел с начала марта 1922 года из числа молодых сотрудников создать под управлением Курбаса первую "Экспериментальную студию".

Позже, уже после переезда "Березо поля" до Харькова, Курбас ездил со всей труппой на гастроли, чтобы показать свои новые спектакли в Киеве, Одессе, Тбилиси...

В 1925 году Курбас был в апогее своей славы.

В эти годы "Березиль" стал государственным театром. Его новый статус требовал от актеров высочайшего профессионального мастерства, а от его руководителя - подбора высококачественного репертуара.

Репертуар "Березо поля" обогатился пьесами Николая Кулиша (1892-1942) - "Коммуна в степях" (1925), "Народный Малахий" (1928), "Мина Мазало" (1929), "97" (1930) и "Маклена Граса" (1933). Когда Курбас готовил к осанки еще одну пьесу Кулиша - "Патетической сонату" в 1933 году, ее политическая цензура запретила.

Высокое качество и размах драматических и лирических спектаклей "Березополя" и других украинских театров тех лет достигались не только благодаря таланту режиссера и актеров, но также благодаря изобретательскому гению маляров-декораторов. В Курбаса, сначала в "Молодом Театре", был главным художником Анатолий Петрицкий (1895-1964), а затем - в "Березо поле", с 1922 и до конца его работы в театре 1933 года - Вадим Меллер (1884-1962).

Курбас приобрел на Украине такой славы, что другие режиссеры, которые совсем не разделяли его идей о театральное искусство, имитировали его сценические композиции, переписывали музыкальный аккомпанемент, повторяя постановки, которые имели большой успех у Курбаса, как, например, инсценировка "Гайдамаки" по Шевченко.

С 1926 года "Березиль" осел в Харькове, где Курбас продолжал свою исключительную режиссерскую работу.

С конца апреля до начала июня 1927 года Курбас ездил за границу: в Чехо-Словакии, Германии и Австрии. В Праге он устроил конференцию для представления информации о художественная жизнь Украины. Эта поездка дала ему возможность увидеть все, что делалось в авангардных театрах и сделать висновки. полезные для своего собственного труда.

Как цветы поворачиваются за движением солнца, так же новые молодые театральные группы на Украине имитировали Курбаса. И то не диво, ибо руководителями в них часто были молодые режиссеры, воспитанники студий, заложенных Курбасом при "Березілі".

Но, не смотря на свой художественный престиж, "Березиль" и его руководитель Курбас были политически обречены, ибо их искусство было не нужно, а то и непонятное руководящим верхам. Художникам "Березиля" пришлось пережить тяжелые минуты на сессии художественно-политического совещания, состоявшегося в Харькове в сентябре 1930 года. Резкая критика "Березоля" вращалась вокруг одного дразливого вопрос: о нехватке определенной политической установки и отсутствие пьес, которые отражают классовую борьбу, показывая положительные последствия социалистического жизни.

Политическая компания против Курбаса нарастала и закончилась его изгнанием в конце 1933 года с "Березоля", а впоследствии арестом и заключением в концентрационные лагеря...

Правительство даже изменил театру "Березиль" название и он стал теперь Государственным драматическим театром имени Т.шевченко. А с началом 1934 года вообще было запрещено употреблять в искусстве формы, которые бы имели чего общего с новаторскими эстетическими исканиями. Художникам, а в частности - в театре, пришлось снизить свое творчество до уровня так называемого "социалистического реализма".

Рутина, застой и глубокий провінціаналізм понемногу взяли верх и надолго воцарились в украинском театре...


 

 

 

 

 

 

 
Из хроники последних дней "Березоля"

(из воспоминаний Иосифа Гирняка)

 


Целое лето 1933-го Курбас интенсивно готовил к спектаклю последнюю пьесу Николая Кулиша "Максима Грача". Премьеру было запланировано на вторую половину сентября.

1-го сентября весь ансамбль "Максим Грача" вернулся в Харьков, чтобы освоиться со сценическим оформлением. Премьера была объявлена на 24 сентября.

Несколько дней перед "общественным просмотром" Курбас не пришел на очередную пробу. По дороге к театру его перехватил особый уполномоченный Сталина на Украине, который деликатно объяснил Курбасу, что ему (Курбасу) надо пересмотреть и осознать весь свой пройденный путь и отречься его; осудить политически-литературную деятельность Николая Хвылевого и Ваплите.

Два дня позже Лесь Курбас пригласил исполнителей роли в пьесе "Максима Грага" к себе на ужин. После ужина он сказал следующее: "За два дня состоится общественный просмотр, очень возможно, последней нашей совместной работы. Ситуация такая, что ... уже не может стать между вами".

22-ого сентября 1933 г. была запланирована последняя проба перед "общественным просмотром" премьеры. На улице, по дороге в театр Иосифа Гирняка встретил Павел Тычина, который заскочил к тому с вопросом: "Что Лесь Курбас вытворяет? Чего он сам сунется в петлю? Ведь сегодня нужно змеиным умом приспосабливаться к обстоятельствам".

Перед пробами Лесь Степанович зашел в комнату Гирняка, который тут же рассказал о своей встрече с Павлом Григорьевичем и о его взволнованную реплику. Курбас нетерпеливо отозвался: "Не перед Тычиной, а перед историей я отвечаю за свои поступки".

Проба длилась целую ночь.

23-го сентября, в десять часов рамку, режиссер заявил, что нужны еще некоторые важные коррективы, поэтому премьеру отложить еще на один день.

Но через несколько часов комиссар образования В.Задонський приказал продемонстрировать спектакль перед штатом репертуарного комитета и политбюро ЦК КП(б)У сегодня. Среди такого "благоприятного окружения" прозвучала песня великого режиссера Леся Курбаса и великого драматурга Николай Кулиша.

На следующий день, 24-ого сентября 1933 г. состоялась премьера последней пьесы Николая Кулиша при переполненном зале друзей и недругов "Березоля" "Максима Грага" не сходила с афиши до 5-ого октября. Зрители реагировали на спектакль как обычно: очень активно и благосклонного. На удивление, пресса не спешила со своими отчетами про эту премьеру. Наконец, комиссар образования Задонский поручил комиссии НЛО созвать специальное заседание, на котором должна была быть рассмотрена - "дело Леся Курбаса и театра "Березиль". Заседание было созвано на вечерние часы 5-ого октября 1933 г. На этом заседании Андрей Миля прочитал постановление, в котором говорилось о Александра Степановича Курбаса из обязанностей художественного руководителя "Березоля" и назначить и его место - актера Марьяна Крутинницького. А вечерним поездом Курбас уехал в Харьков. 26 декабря 1933 г. его арестовали в Москве.