Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Тема науки и образования в творчестве писателей-гуманистов эпохи Возрождения


 

В XV-XVI веках после длительного периода культурного упадка, что характеризует эпоху позднего средневековья, в Украине усиливается интерес к родной культуре, истории, языка, пробуждается национальное сознание, появляется понимание необходимости широкого развития науки и образования. Этот процесс проходил под непосредственным влиянием идей западноевропейского гуманизма, которые распространялись в Украине благодаря молодежи, которая получала образование за рубежом [1, 31-48].

Представители гуманистической культуры в Украине - Юрий Дрогобыч, Павел Русин из Кросна, Станислав Ореховский и другие - независимо от места просветительской деятельности, осознавали свою национальную независимость и заботились о родной культуре.

Как новая прослойка светской интеллигенции, которая получила широкое общественное признание, украинские гуманисты, так же как и итальянские, были носителями высокой образованности. Они проявили себя на поприще разных наук - астрологии, медицины, философии, истории, получили высокие научные титулы и звания. Поэтому не случайно, что в своих произведениях они постоянно обращались к проблемам, связанным с развитием национальной украинской науки и образования.

Одним из первых в кругу зачинателей гуманистической культуры в Украине, кто обратил внимание на необходимость распространения науки и образования, следует назвать питомца Краковского и Болонского университетов, ученого-энциклопедиста Юрия Дрогобыча. В своей латиномовній труда в стихах "Прогностическая оценка текущего 1483 года" он выражает прогрессивные взгляды на назначение литературы. Выпуская в свет свои книги, поэт заботится не о честолюбии и выгоду, а о "пользе от них роду человеческому в жизни" [2, И, 15]. В этом он видит призвание своей скромной работы.

О значении книг, в частности поэтических, в образовании и воспитании народа, пишет также земляк и последователь Юрия Дрогобыча, известный поэт-гуманист Павел Русин из Кросна. В стихотворении "Похвала поэзии" он прославляет поэтическое слово как "светлый дар богов", их "гомінке и сладкое" дитя, что доносит подвиги предыдущих поколений, на примерах их жизни воспитывает современников, учит чтить богов. Воспитательная сила слова, песни, утверждает поэт, заключается в ее правдивости. Своими произведениями настоящий художник не только вызывает у читателей эстетическое наслаждение, но и учит их, обогащает знаниями:

Кто то слышал о мощь могущественных властелинов,

Кто бы сегодня знал о вождях деяния,

Кто бы вспомнил о них, когда бы вещий лирник

Их не прославил? [2, И, 17].

Возвышая значение поэзии в жизни, прославляя певцов-поэтов, Павел Русин обращается к своим современникам с призывом:

Ты же листай книжки, перечитывай внимательно...

... Чистым сердцем пей те высокие образцы, -

И увидишь, верь, то, что было вчера

Скрытое от тебя [2, И, 18-19].

Таким образом, поэт считает книги надежным источником познания и тем самым подчеркивает их значение для образования народа.

Новые гуманистические взгляды на роль и место науки и образования в жизни человека и общества в целом выразил талантливый прозаик-публицист, первый украинский писатель-полемист Станислав Ореховский. В ряде произведений он выступает как мудрый и опытный наставник, который своими советами стремится изменить к лучшему общественно-политическое и социальное положение в феодальной Польше. Так, в обширном трактате-обращении "Напутствие польскому королю Сигизмунду Августу" писатель, апеллируя к разуму и порядочности молодого польского короля, призывает его снискать благосклонность у подданных справедливостью, доброжелательностью, заботой о государственных интересах, защитой народа.

Уже во вступительной части произведения Ореховский отмечает, что король должен быть прежде всего мудрым правителем, а для этого необходимо "по возможности учиться". Эту мысль писатель обосновывает в следующих частях своего обращения. Он считает, что человек, особенно та, которая стоит у власти, то есть король, должна стремиться к науке, развивать свои природные способности, ибо "если человек пренебрегает наукой, ничего не сделает достойного похвалы" [2, И, 27]. Писатель убежден, что "никто не сделает ничего полезного даже в найнезначнішому искусстве, если не будет учиться" [2, И, 27].

В пример молодому королю автор ставит его отца, который "не ранее перестал учиться, как научился сдерживать свои желания, - словно коня уздечкой. От учителя отец научился чтить Бога, любить родных, управлять государством, объединять граждан - во время войны и в мирное время защищать границы. Благодаря наукам, труда, а то и страха, прочно укоренилась на родительском и старинке троне добродетель наивысшей мужа" [2, И, 27].

Станислав Ореховский приводит также примеры из мировой истории, с уважением вспоминая тех правителей, которые учились сначала мудрости, а затем военного искусства. Таким путем прошел, например, Александр Македонский был учеником Аристотеля. "Кто же от этого пути отступил, - пишет автор, - стал губительным королем в своем государстве" [2, И, 27].

Станислав Ореховский много рассуждает о мудрости и справедливости как главные добродетели, которые должны быть присущи правителю. По его мнению, существует единственный путь к вершине мудрости, которой может достичь король: "... чтобы ты сам выше всех был и мудро правил; затем, чтобы с мудрыми жил; и, наконец, чтобы делал своих подданных мудрыми" [2, И, 44]. Каждое из этих положений писатель убедительно обосновывает, особенно упирая на необходимость создания школ и гимназий, потому что они являются "домом истинной мудрости в государстве" [2, И, 43]. "Где их нет - засновуй, где обветшали - возобновляй. - Обращается он к королю. - Пусть учится там растущая молодежь твоего государства гуманности и мудрости. ... Пусть отсюда, словно из какого-то чистого и прозрачного источника, течет королевская наука, которая сделает граждан твоих мудрыми и нужными государству" [2, И, 43].

Подобные мысли звучат и в других произведениях Станислава Ореховского, что тоже написаны в форме речей, посланий, обращений. Так, в "Речи на похоронах польского короля Сигизмунда Ягелона", характеризуя покойного как "лучшего короля", "которого в Польше... еще не бывало", писатель особо подчеркивает развитию науки и образования во времена его правления. Автор подчеркивает, что уважительное отношение к науке, забота об образовании народа издревле было присуще правителям этого прославленного рода. Еще дед короля Сигизмунда Владислав Ягелон "был уверенным, что ни одно государство не может существовать без наук, и ничего святого, справедливого или почетного там быть не может, где имя философии не в уважении" [2, И, 183]. Станислав Ореховский напоминает читателям о заслугах Владислава Ягелона в сфере науки и образования: именно он основал в Кракове гимназию, "которая до этого дня тешится славой добродетели, ума, а также науки. Потому что оттуда, как из Троянского коня, вышли многочисленные рыцари, знаменитые мудростью и наукой" [2, И, 183]. Особая заслуга этого "лучшего и божественного короля, пишет далее писатель, заключается также в том, что он "дикую и непогамовану Сарматию (речь идет о польские и украинские земли. - Л.С.) тем светом наук также просветил" [2, И, 183]. Благодаря науке ранее дикий и необразованный польский народ "полагіднішав и стал более образованным" [2, И, 183]. Своей научно-образовательной деятельностью король Ягелон убедил современников, что "нет ничего лучшего за образование и науку и, наоборот, ничего позорнее за человека, дикую и непросвещенную" [2, И, 183].

Благородные начинания своего прославленного отца в области науки, образования и воспитания продолжил его сын Казимир, отец Сигизмунда. Как мудрый король и наставник, он был убежден, что жизнь его детей в будущем зависит от науки и должного воспитания в детстве. Поэтому своим сыновьям он назначил мудрого и опытного учителя и наставника, каким был их земляк, поляк Ян Длугош. На этом факте писатель особо акцентирует внимание читателей, убеждая в преимуществах национально-патриотического обучения и воспитания. "Ведь правду говорят,- рассуждает он,- что семена, когда в чужую землю попадает, теряет свою силу и часто к иного вида переходит... Поэтому Казимир, помня, что родил королей не для итальянцев, не для греков и для индейцев, а для поляков, пристально заботился, чтобы самый первый их талант никто, кроме поляка, не развивал" [2, И, 188].

Автор подчеркивает, что благодаря наукам, о которых заботились в доме короля Казимира, он снискал уважение всех соседних народов и государств. Король Казимир был счастлив своими потомками, а Польша благословенна их талантами и добродетелями. По этому поводу Станислав Ореховский справедливо замечает, что "добродетели прививались королевской властью за распространение наук, а уже эти последние несли и славу, и честь" [2, И, 189]. Так писатель-гуманист подводит читателя к мысли о доминирующую роль науки и образования не только в формировании национальной элиты, но и в целом в воспитании молодежи.

Среди главных добродетелей, присущих королю Сигизмунду Ягелону, Станислав Ореховский на первое место ставит мудрость. Она проявилась в том, что король "до последнего вздоха ничего так не хотел, как чтобы государство крепло в мире талантами, дужчала науками, славилась просвещением и благочестием" [2, И, 197]. За это писатель-гуманист прославляет своего мудрого правителя. Обращаясь к современникам, он пишет: "Науки, которых вы узнали благодаря ему, вопят о его бессмертии" [2, И, 197].

О месте науки и образования в своей личной жизни Станислав Ореховский пишет в автобиографическом "Письме к Яну Франциска Коммендоні про себя самого", датированном 1564 годом [2, I, 405-416]. Описывая собственную жизнь, писатель-публицист показывает, какое влияние на формирование его личности мало обучения за рубежом (в университетах Германии, Италии) и общение с передовыми учеными-гуманистами Запада (Мартином Лютером и Филиппом Меланхтоном).

Таким образом, Станислав Ореховский одним из первых в украинской литературе эпохи Возрождения нарушил целый ряд актуальных вопросов о необходимости широкого внедрения науки и образования в общественной жизни, использование с этой целью богатого исторического опыта; о преимуществах обучения и воспитания на национальной почве и доминирующую роль науки и образования в воспитании молодежи и т.д.

Интерес украинских писателей эпохи Возрождения вопросами науки и образования особенно возрастает в конце XVI-XVII веках. Это было связано с усилением деятельности братств с их образовательными учреждениями и типографиями и образованием в Украине первого учебного заведения высшего гуманитарного типа - Острожского греко-славяно-латинского коллегиума [1, 49-70].

Украинские писатели с большой страстью прославляют школы, типографии, деятельность князей-меценатов. Так, придворный поэт-трубадур князя К.К.Острозького, воспитанник Краковского университета Симон Пекалид в поэме "Об Острожской войне под Пяткой против низовых" (1600) в духе тогдашних стихов-панегириков воспевает "тримовну" школу, преподавание в ней "свободных наук", фундаментальную библиотеку и острожскую типографию. Острожская гимназия для него - "прекрасное творение, Острожского имени достойное", "достойное князей, что гордится великая Русь ними" [2, II, 45]. Поэт прославляет также библиотеку и типографию, в которой увидела свет знаменитая "Острожская Библия" - "достойный плод совместного труда" многих деятелей Острожского кружка ученых. Красноречиво описывая систему образования в гимназии, преподавание в ней "свободных наук", Симон Пекалид пользуется образами античной мифологии. Мол, сам Аполлон-Феб (покровитель искусства и муз, бог врачевания, пророчества и поэзии) увенчал зеленым лавром учителей и учащихся школы, раскрыл им суть небесных звезд, учит лечить больных, разгадывать будущее, дает в руки кифару-лиру для возвеличивания славной отчизны и князей-меценатов Острожских.

О грамматике - составляющую так называемых семи свободных наук", преподавание которых было обязательным в тогдашних высших учебных заведениях, несколько стихов-эпиграмм написал известный культурно-образовательный и церковный деятель, языковед и поэт Лаврентий Зизаний. В них он подчеркивает большое значение грамматики как науки, что учит всех быть совершенными в писании. Она является тем ключом, что открывает двери к познанию, теми ступеньками, по которым каждый желающий достигнет успеха во всех науках (стихотворение "Эпиграмма на грамматику" [2, II, 82]). Поэт считает грамматику доброй наставницей в овладении славянском языке. Она учит не только писать и читать, но и помогает достичь совершенства и уверенности в себе. Поэтому автор призывает студентов учиться грамматики и пополнять свои знания (стихотворение "Типограф младенцєм" [2, II, 82]).

Важным центром развития науки и образования в Украине конца XVI-XVII веков были типографии, которые возникали при братствах. Вокруг них группировались ученые и издатели, здесь выходила в свет богословская и светская литература. Тогдашние поэты в своих хвалебных стихах прославили как сами типографии, так и их основателей и меценатов. Так, деятельности одного из основателей самой известной на то время типографии Киево-Печерской лавры посвящен стихотворный панегирик учителя Киевской братской школы Александра Митури "Венок добродетелей благодаря идеям преподобного в Боге милостивого господина отца Елисея Плетенецкого..." (1618). Среди всех заслуг своего прославленного современника автор особо подчеркивает возрождение ним заброшенной, "припалої пылью" типографии Балабанов. Поэт прославляет отца Плетенецкого, который возродил дело своего предшественника, овладел типографским ремеслом,послужил святой церкви изданием книг, благодаря которым она "умножает веру" и "цветет среди мира" [2, II, 199].

Как свидетельствует грустная стихотворная наследие поэтов XVII века, о культурно-просветительное положение в тогдашней Украине заботились не только государственные и религиозные деятели, но и светские лица. Плодотворной деятельности одного из них посвящен панегирик ректора Киевской братской школы Касияна Саковича "Вирши на жалостный погреб благородного рыцаря Петра Конашевича-Сагайдачного, гетмана войска его королевской милости Запорожского" (1622). В девятнадцати стиховых декламаціях, произнесенных "спудеями" Киевской братской школы на похоронах гетмана, встает образ мужественной, благородной, мудрой и высокообразованного человека, защитника отечества, который искренне заботился о состоянии науки и образования в Украине.

Описывая страницы биографии прославленного гетмана, Касиян Сакович много внимания уделяет его обучению в Остроге, откуда началась его дорога к "почтенных наук". Автор не обходит случаю прославить благочестивых князей Острожских, которые заботились о материальном состоянии Острожской школы, делали все необходимое, чтобы в ней процветали науки, чтобы способная молодежь получала здесь знания и приносила пользу родной земле. Поэт подчеркивает, что, став гетманом войска запорожского, Сагайдачный постоянно интересовался проблемами науки и образования, оказывал материальную поддержку братствам, церквям, вместе со всем своим войском вступил в Киевское братство. Смертельно ранен под Хотином, гетман завещал свое имущество Киевском и Львовском братствам и их школам, о чем Касиян Сакович так пишет в своих "Стихах...":

Всю усадьбу разделил: на госпиталь,

Церквам и монастырям, школам дал немало [2, II, 243].

Несколько тысяч братчикам он преподносил,

Чтобы фундация наук там была жаждал [2, II, 246].

Так со страниц поэтического произведения появляется образ высокообразованного, интеллигентного человека, патриота своей земли и щедрого мецената.

Внимание многих поэтов XVII века привлекала также фигура архимандрита Киево-Печерской лавры Петра Могилы, который сыграл большую роль в развитии отечественного образования, науки, культуры и церковной жизни. Его современники, прежде всего профессора и студенты основанного им коллегиума, высоко ценили деятельность своего патрона, писали в его честь панегирические произведения. Самый известный из них - "Евхаристеріон, или Благодарность..." (1632), автором которого был Софроний Почаський, бывший ученик Киевской братской школы, позже - ректор Киево-Могилянского коллегиума.

Основная цель панегирика - прославление образования, науки и искусства, вынесение благодарности основателю школы Петру Могиле, воспевание героического прошлого и современного преславної Роксоланії-Украины.

В прозе посвящении "пастырю, патрона и основателю" школы поэт восторженно и красноречиво говорит о расширение и совершенствование образования в Украине, развитие наук. "Королева наук Минерва православно-католическая, - пишет он, обращаясь к своего патрона, - к тому времени не очень плодовита (за большими навальностями и штурмами ед уродов соборной церкви, матери нашей), родила по милости и промыслу Божьему немалое гроздь в православной науке православных сыновей" [2, II, 268]. Самый почетный и самый знаменитый среди них, по мнению автора, - Петр Могила, потому что он "с золотом вместе себя Минерве той предал". Прославляя своего патрона, поэт сравнивает его с золотом между рудами, с алмазом между камнями. Он особенно подчеркивает большую любовь архимандрита к науке, его заботу о школах и образовании народа: "О воістинно золотом ты, если золотом не уважаешь, а православно-католическую науку любишь. Еси и бриллиантом, если ради школ преграды преодолеваешь и забот терпеливо несешь" [2, II, 268].

Панегирик Софрония Почаського состоит из двух больших частей. Первая из них имеет изысканную барокко название "Геликон, то есть Сад умілості первый, который имеет в себе восемь корней свободных наук, почетным его милостью господином вітцем кир Петром Могилой в России заново фундированный". По греческой мифологии, Геліконом называется гора, на которой якобы жили музы, а воды с геліконських источников вызывали у поэтов творческое вдохновение. В панегирике он означает сад "восьми свободных наук", лелеялся в западноевропейских учебных заведениях, был заимствован для лаврской школы и разъясняет суть учебных дисциплин. Первый "корень" из них - грамматика, учит слов и языка; второй - риторика учит слов и красноречия; третий - диалектика, которая учит разумного познания мира; четвертый - арифметика, которая учит счета; пятый - музыка и пение; шестой - геометрия, что учит "землю размерять"; седьмой - астрономия, она учит "движений небесных", а корень и венец всех наук - теология, которая учит мудрости "Божьих слов". Каждой из этих наук дается более подробная характеристика, отмечается важность для "роксоланов". Заканчивается первая часть благодарностью основателю школы Петру Могиле за его любовь к науке. Поэт убежден, что "творец" наградит его смерти в небесном панстві".

Вторую часть стихотворного панегирика Петру Могиле названо "Парнас, или Сад умілості второй...". Здесь Парнас и девять его муз уподібнено девяти "свободным наукам", девяти "цвіченіям", или упражнениям, и Аполлону, покровителю искусства и муз. Каждой из муз древнегреческой мифологии, или "літорослям наук", которые изучались в школе, дается соответствующая характеристика. Так, Клио - "то есть упражнения в чтении историй", Мельпомена - "упражнения в писании стихов унылых и жалобных", т.е. трагедий; Урания - "обучение в ловкости звіздарській", или изучение астрономии; Каліопа - "упражнения в писании высоких и важных вещей", или изучение эпической и героической поэзии и произнесения речей-ра ций; Полигимния - "упражнения в быстром запоминании многих вещей"; Талия - "упражнения в писании веселых стихов", то есть комедий и идиллий; Эвтерпа - "упражнения в пении"; терпсихора - упражнения из танца и хорового пения с инструментальным сопровождением; Эрато - "упражнения в умильному пении", или упражнения в составлении любовной поэзии. А завершает "літоросль" "цвет и отделка всех наук и умений" бог Аполлон.

Таким образом, сочинение Софрония Почаського представляет развернутую картину системы обучения в современных высших образовательных учреждениях Украины и свидетельствует о широком развитии гуманитарной науки, которая в XVI-XVII веках достигла общеевропейского уровня.

В целом в произведениях украинских писателей эпохи Возрождения нашли воплощение новые гуманистические взгляды на науку и образование как важнейшие факторы формирования человеческой личности, развития общественного прогресса. Писатели-гуманисты превозносят культурно-образовательных деятелей своей эпохи, опекунов науки и образования; провозгласили мудрость, знания высшим мерилом ценности человека. В их произведениях утверждается мысль о необходимости широкого развития науки и образования на национальной почве, с учетом богатого исторического опыта; подчеркивается необходимость создания школ, фундування типографий. Полные патриотического пафоса, любви к науки и образования, произведения украинских гуманистов XVI-XVII веков способствовали развитию духовной культуры, формированию национального сознания, что имело большое прогрессивное значение.


Литература

1. Микитась В. Древнеукраинские студенты и профессора. - К.: Абрис, 1994. - 288 с.

2. Украинские гуманисты эпохи Возрождения. Антология. В 2-х ч. - К.: Наук. думка, Основы, 1995.