Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Отражение чувства патриотизма в

послании «И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим...»

Для каждого человека есть на земле что-то самое главное, самое дорогое, самое святое, нечто такое, к чему она относилась с особым почтением. Для Тараса Шевченко такой святыней была родная Украина и ее народ. Ему было свойственно глубинное чувство кровной причастности к судьбе родного народа, осознание масштабности его истории и неповторимости культуры.

С творческой казны Тараса Шевченко можно выделить произведение, которое, на мой взгляд, не самое глубокое проявил патриотизм и чувство национального достоинства поэта. Это - послание «И мертвым, и живым...»

Почти всю свою жизнь Тарас Шевченко прожил за пределами Украины, но его мысль все время была с родиной. Поэту никогда не было безразлично то, что происходило в Украине, то, что каким-то образом связано с родной землей, ее культурой, языком. С большой болью в сердце поэт наблюдал, как украинские интеллигенты предпочитают іноземщині, тем самым отворачиваясь от родины. Именно к тем, кто пытался отречься всего отечественного, обращался он:

В чужом краю

Не ищите, не спрашивайте

Того, что нет

И на небе, а не только

На чужом поле.

В своем доме своя и правда,

И сила, и воля.

В своем послании великий Кобзарь упрекает украинским господам-интеллигентам, что презирают родной язык, культуру, историю и преклоняются перед всем западным. Пресмыкательство перед иностранщиной предстает в произведении как побег господ-либералов от жгучих проблем жизни, от украинской действительности:

Нет Украины,

Нет второго Днепра,

А вы претесь на чужбину

Искать доброго добра.

Автор высмеивает их высокомерие, чванство, комическое самовозвеличения, но в то же время предостерегает: «Опомнитесь! Будьте люди, бо лихо вам буде».

Призывая украинскую интеллигенцию пристальнее присмотреться к настоящей украинской истории, не минуя «ни точки, ни тии запятой», по-настоящему осмыслить ее уроки, Тарас Шевченко в своем произведении обнаруживает высокий уровень патриотизма и великой любви к родной стране и ее народу.

Проблема нравственного долга в произведении «И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим...»

В тысяча восемьсот сорок пятом году Кобзарь путешествовал Украиной. Поэту пришлось увидеть невероятные страдания народа, рост недовольства среди крестьян. Обидно было Тарасу Шевченко наблюдать, как украинские паны, надев маски «либералов», издеваются над людьми. Они на словах понимают и любят народ, но доказать это делами, отказаться от своих привилегий не способны.

Когда Шевченко стал известным поэтом, господа не раз приглашали его к себе, словно какую-то диковинку. И, находясь на панских пирах, Кобзарь имел возможность вблизи разглядеть истинное лицо псевдонародолюбців, которые даже ездили за границу, но привезли «больших слов большую силу, и более ничего». В произведении «И мертвым, и живым...» Шевченко обращается ко всем сынам Украины; строки этого послания похожи на завещание, хотя стихотворение с таким названием был написан поэтом чуть позже.

Незнание своей истории - самый тяжкий грех для народа, говорит Т. Шевченко. И Великий Кобзарь гневно осуждает пренебрежительное отношение «малороссийской» интеллигенции к собственной истории, к культурному наследию родного народа:

... Когда будем

И по-своему глаголет,

Как немец покажет

И к тому и историю

Нашу нам расскажет...

История украинского народа представляется поэту слепой калекой, старой матерью, которую «землячки» отдают на выучку за границу. Зато Т. Шевченко призывает своих земляков жить собственным умом, а не чужим:

Учитесь, читайте,

и чужому научайтесь,

и своего не сторонитесь.

Да, надо учиться у других народов, брать все лучшее, что в них есть, но это обучение должно быть осмысленным, должно наслаиваться на свое, национальное знания и умения, не должно заменять ребенку родительскую науку, полученную от предков.

Поэт всегда поддерживал идею объединения славянских народов: «пусть неразграниченный останется навеки от моря и до моря - славянская земля». Но Т. Шевченко считал, что такое объединение должно быть равноправным. Поэтому Великий Кобзарь осуждает «славянофилов» и их призывы к объединению народов под властью русского монарха.

Т. Шевченко призывает украинцев пересмотреть свою историю заново, прочитать ее, не упуская ни одной подробности, ибо только при таком условии можно будет дать ответ на вопрос:

... Что мы?..

Чьи сыновья? Каких родителей?

Кем? За что закованные?..

Сердце поэта беспокоит то, что

Доборолась Украина

До самого края.

Хуже ляха свои дети

Ее распинают.

Многие из нас перестал гордиться тем, что мы - дети великой нации. Вот как говорит об этом современный поэт В. Баранов:

Украинцы мои. То вкраїнці мы с вами,

или как?

Или в могилах и умереть суждено

нам еще от Тараса?

Или в могилы и забрать суждено

нам наш испуг,

Что згнітив наше достоинство до уровня вторичной расы?

Проблемы возрождения и сохранения национальной культуры актуальны и сейчас.

Т. Шевченко твердо верил, что среди интеллигенции есть такие люди, которые готовы все отдать служению народу; это к ним Великий Кобзарь обращался с просьбой:

Обнимите же, братья мои,

Наименьшего брата...

Молю вас, умоляю!

Итак, в поэме «И мертвым, и живым...» Тарас Шевченко разоблачает прежде всего крепостников-«либералов», осуждает преклонение перед всем иностранным и пренебрежение к отечественному, призывает образованные круги дворянской интеллигенции сблизиться с народом. Таким образом, он поднимает болезненную для Украины проблему национального самосохранения.