Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Тема незнищеності исторической памяти народа в романе "Чудо", органичное сочетание различных временных и социальных слоев


 

Как утверждают литературоведы, "Чудо" можно считать первой частью триптиха про Киевскую Русь, в который входят еще "Первомост" и "Смерть в Киеве". Подчеркнем: триптихе, а не трилогии, поскольку трилогия связана замыслом, сюжетом, персонажами, а триптих только идейным содержанием. Среди названных романов «Чудо» занимает особое место. Это по моему мнению, - самый лучший, самый сильный, композиционно удачный произведение Загребельного о княжеские времена.

Замысел создать историческое полотно возник во время работы автора над романом «День для грядущего». Письменникм захотел вклинити в это произведение несколько разделов о Киев во времена Руси, чтобы передать извечные переклички прошлого, сегодняшнего и будущего. Он перечитал все, что касалось Софии Киевской, даже кое-что написал на основе прочитанного, но использовать материал не смог, потому что разделы про Киевскую Русь разрушали единство времени и действия в данном произведении. Зато появился роман «Чудо» - экспериментальный, невероятный по композиции произведение, в котором было охвачено огромный временной промежуток. Принцип связи времен и эпох позволил показать жизнь героев в трех измерениях: в далеком прошлом(11століття), близком прошлом(40-е годы 20 века) и условном теперішьому(70-е годы 20 века).

В романе удачно сочетании три временные периоды: седая древность, фашистское нашествие, современность. Объединяющим центром этих временных периодов стал Софийский собор - символ несокрушимости духа народного, незнищеності его истории, великой славянской культуры. Гениальные люди сооружали эту архитектурную достопримечательность. В мозайках, в фресках воплощено духовное богатство прадедов. Свой талант, горение своей души они передавали потомкам, поэтому память об этих людях никогда не сотрется, а житеме вечно в их творениях, и чудо это не кончится никогда, не переведется ".

Из трех временных пластов наиболее интересным является пласт Киевской Руси. Фактически только он дает возможность определять жанр всего произведения как концептуально-исторический роман, ведь в нем представлены широкую картину бытового и государственной жизни Киевской Руси, версию построения авторства Софии Киевской, действуют исторические герои.

Святая София Киевская... Главный собор Киевской государства. Ныне сияет золотом своих куполов, очаровывает людей своей величчу и красотой. Храм будто рассказывает об истоках нашей духовности: кто мы такие и откуда, какими были наши предки - создатели его.

Образ Софии Киевской предстает пред нами во всей соїй величия со страниц исторического романа Павла Загребельго "Чудо" Прекрасный храм святой Софии - это чудо из чудес, величественная достопримечательность талантливости нашего народа.

Писатель отразил в романе три переломные эпохи в истории Украины - 11століття, когда киевское государство достигло наибольшего могутньості, Вторую стітому войну и шестидесятые годы 20в. Объединяющим центром этих периодов выступает образ Софийского собора.

Большая часть романа посвящена глубокой древности. Здесь рассказывается о построении храма его и его создателя - народного художника и строителя Сивоока. Это он задумал и построил эту выдающуюся сооружение, вложил в нее свою душу, свое сердце, всю свою жизнь. И хоть образ Сивоока созданный авторским воображением, именно таким одаренным от природы художником, мыслителем, вечным искателем истины должен быть создатель Софии.

Сивоок вышел из народных низов, из глубины пуші, и детские впечатления от окружающего мира, способность восхищаться всем прекрасным, переданные ему дедом Родимом, стали истоками его художественного мировосприятия. Первоначальные краски причудливых славянских богов глубоко запали в его душу, и когда парень в первый раз увидел в Киеве церковь Богородицы, то почувствовал, что понимает странный свой красок, который он носил в себе. То же самое восхищение от красоты овладевает Сивооком в языческом храме древлянского города Радогосте. Познакомившись с тетей Звениславою, он учится у нее познавать душу красок, так как краски, как и люди, бывают разные. Они могут передавать тончайшие оттенки человеческий чувств, создавать настроение.

Тридцать лет искал Сивоок истину и мастерство, был в Болгарии, Константинополе, на острове Пелагос, учился у своего народа чужих искусства зодчиства и рисования. Возвратившись к родному краю, Сивоок задумал построить такой храм, который бы обессмертил землю русскую, открыл мировом высокую духовность ее народа. Это должно быть что-то большое и необычное, потому что в воображении художника собор мыслился как образ родной земли. Хорошо зная византийские каноны строительства, Сивоок творил свое искусство, включая в него животворящие русские народные представления о прекрасном, народные мотивы и краски. Художник не просто творил, а сооружал памятник своему народу, своей земле. И люди уме великого мастера, отдавали все для прекрасного сооружения: и тяжело заработанные гривны, и десяток яиц, и свой труд.

Вырастало чудо - храм невиданной величия и красоты, художественной произведение человеческой фантазии и рук человеческих. "Он был красочный, как душа и воображение народа, что создал его", - пишет Загребельный. Собор не напоминал византийские церкви, ибо не было в нем простоты и строгости, а было "что-то буйное - розовое, скрыто-языческий", как в тех деревянных язичницьських святынях, жгли и уничтожали по всей Руси. Этот храм стал памятником того времени, когда Киевская Русь и русский народ явил миру величие своей силы, но и величие духа.

Образ Софии Киевской символ духовного достояния украинского народа, образец прекрасного древнего искусства русичей, что включало в себя тысячелетнюю историю наших предков. Автор романа образу одаренного художника Сивоока убедительно доказывает, что не только с христианством была связана культура Киевской Руси, но и с древними языческими роськими верованиями. Язицницька религия, искусство, храмы, обряды уничтожались, но нельзя было уничтожить вековые народные представления о мире, природе, людях. И эта часть народного мировоззрения входила в новые духовные и материальные сокровища Руси. Загребельный придерживается точки зрения, что такое мощное государство, как Киевская Русь опиралась на местные силы и традиции: "За язычеством стоят века нашей первобытной культуры, и отвергать их нельзя. Видно, то были не хуже века, когда Киевская Русь уже в десятом и в начале одиннадцатого века, то есть еще фактически не войдя полностью в русло господствующего тогда христианства, удивляло мир своей культурой, своей силой, своей талантливостью". Огнем и мечом истреблялись древние боги, и ничего нельзя уничтожить в душе народа. Родная земля порождала большие таланты, которые продолжали традиции отцов. Сивоок, строя Софийский собор, воплотил в нем свои детские впечатления от мира, это разнообразие красок, свойственное языческой культуре.

София Киевская - это бессмертная память исторического прошлого нашего народа, его духовного богатства, раскованности и красоты. Этот архитектурный шедевр является свидетелем сложных и трагических времен в истории Украины. Во время монголо-татарского нашествия Киев был уничтожен с лица земли ордой Батыя, и только София, разорена, облупившаяся стояла над развалинами и пожарищами как символ непокоренности нашей земли, несокрушимости творческого духа народа. Враждебные силы всегда стремились уничтожить духовные сокровища, искусство народа, чтобы лишить его исторической памяти, чтобы забыл, кто он есть.

Новейшие орды 20 ст. - гитлеровцы решили взорвать красоту и гордость Украины, предварительно вырезав из Софии найцініші фрески и забрав их в Німечинну. Профессор Гордей Отава ценой собственной жизни защищает национальную святыню нашего народа.

Софийский собор - это проявление народного духа, талантливости народа-строителя, что создал его своим умом, сердцем, руками. Наши предки увенчали себя в неповторимой красоте этого храма, который завораживал во все века и очаровывает сейчас каждого, кто его видит.

Во время изучения романа появляется соблазн анализировать прежде всего линию Сивоока. И тогда образ Ярослава Мудрого отходит на задний план. А это не только несправедливо по отношению художественного замысла и самого образа-персонажа, но и приводит к обеднению произведения: студенты должным образом вникнут в историческую эпоху и не осознают, какой могучей фигурой был Ярослав Мудрый.

Именно решение Загребельным проблемы авторства Софии Киевской в последних главах романа, на мой взгляд не совсем логичное. Собор, по сути, был собственностью князя, ведь он выделял средства на строительство, схвалюва замысел, вносил коррективы, а потому кажется странным, чтобы летописец записал имя архитектора, по велению Ярослава ниже исписанный пергамент и делал запись, что церковь построил князь. Другой записи, кроме представленного в "Повести временных лет", немогло быть: "Заложи Ярославь великий город Кыев, у него же града врата суть златая, заложи же и церковь святыя Софья..."

Линия Ярослава мудрого в романе соответствует выработанной писателем концепции конкретную эпоху и конкретного вождя.

Безусловно, писатель по-своему, с определенной целью использовал исторические данные приписав Ярославу поступок Изяслава. Такая деталь помогла ему подчеркнуть силу характера, твердость духа, врожденную смелость и воинственность Ярослава а заодно и его непорузуміння с отцом, которое впоследствии переросло в неприязненность, даже вооруженное выступление.

Автор показал Ярослава несчастливым в личной жизни. Хилый сын и жена не радовали князя. Друзей тоже не было, лишь подхалимы, стяжатели и потенциальные претенденты на Новгород, которые пытались любой ценой, даже найпідлішими методами вытурить Ярослава из этого города. Патриотизм князя в "Чуде" не такой демонстративный, как в драме Ивана Кочерги. Нет пышных слов, гонора, зато есть искренние переживания за то, чтобы развивалась богаче его страна, не была последней в Европе.

Читая роман, мы прилучаємосся к истории, чувствуем себя потомками талантливых, умных и честных предков. Сочинение воспитывает, учит, предостерегает и торопит делать добро, оставить после себя бессмертные творения духа.