Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО
Наедине с «Дневником» Александра Петровича Довженко

Дневниковые записи, письма - своеобразная кардиограмма жизнеописания Довженко - военного корреспондента.

По мнению Николая Винграновского, В. Довженко, как художник слова, раскрылся наиболее ярко в своих дневниковых записях, которые он начал в годы войны и о которых никто не знал. Своем «Дневнике» на то время уже Мастер с мировой славой доверял самые сокровенные свои мысли. И если бы кто-то узнал про этот «Дневник», то Довженко не прошли бы тюремные решетки, и, возможно, его бы постигла судьба Василия Стуса и тех тысяч украинских интеллигентов, которых пыталась физически и морально уничтожить система.

Из последних публикаций о В. П. Довженко мы узнали о том, что «Дневник» увидел свет недавно и читателем он воспринимается как исповедь художника, откровенный разговор с самим собой о трагедии украинского народа, что не знал своей истории, и о те несправедливости, которые нанесены были все той же системой. Жизнь Мастера, соответственно, было непростым, и в своих произведениях он всегда стремился сохранить неповторимость и самобытность. Время режим его побеждал. Но он снова вставал для утверждения исконных идеалов, которые были выброшены на свалку истории.

Вот и в мои руки попал засекреченный шедевр Александра Петровича.

Первая записная книжка. Год 1941. Она буквально кровоточит своей ужасной правдой. Правдой о священный подвиг рядового солдата, о тех страданиях, которые пережили люди в гитлеровской оккупации. Немцы, пишет автор, прикрывали свое наступление нашими женщинами, стариками, детьми. Они их гнали перед собой, и замолкали наши пулеметы. Перед женщиной, матерью А. Довженко всегда низко склонял голову. Женщина и война - для него необычная и большая тема. Потому что именно украинская мать, сестра, жена, любимая вынесли на своих плечах больше всего горя, жестокости, позора и насилия. В записи от 6.03. 1942 г. читаем: «Немец насиловал женщину. Она одбивалася до последнего ... Тогда он застрелил ее в лоб и изнасиловал мертвую...». Какой ужас!!!

Измученные, покрытые позором, голодные женщины плакали, целовали наших бойцов, целовали оружие, припали к холодным танков на сны в, поливая их горячими слезами. А Красная Армия отступала, покидая их на горе, на растерзание врагу. Образ женщины в «Дневнике» ассоциируется с образом Украины, которая горько плакала, судьбу свою проклинал.

Фашисты уничтожали все на своем пути. Читаешь эти записи Довженко, и сердце обливается кровью. Полностью уничтожено село, Две тысячи трупов, среди руин и пепла - скелеты... Время от времени из уст автора срываются риторические оклики: что же будет с народом нашим? что будет с Украиной?

И у художника возникает замысел увековечить эту страницу истории: Книги и фильмы про нашу правду, о наш народ должны трещать от ужаса, страданий, гнева и неслыханной силы человеческого духа». Земля была больна, она стонала, а немцы продолжали расстреливать за всякие глупости. Надчеловеческие его проявления горе уже давно перелилось через край в каждой человеческой душе и уже не вызывало гнева, а лишь отвращение или возмущение.

Записи «Дневника» стали основой рассказов, повестей, новелл, киносценариев О. Довженко, которые увидели свет в годы Великой Отечественной

Когда я читала «Дневник», меня поразила еще одна страница истории с лет войны: заметки о том, как вывозили наших девушек и молодых женщин в Германию на сельскохозяйственные работы. Везли их поездами, набитыми доверху невольниками. И днем, и в ночной тьме терялись девичьи песни и, как пишет автор, раздирали души и плачи, и прощание. Горе будто закохалося в украинскую женщину.

В том, что творилось вокруг, Довженко видел подлость, которую оказывали чьи-то хитрые руки. Разговаривая с собой, автор констатирует, что лучше ему умереть, чем знать человеческую подлость, бездонную вечную ложь, которой опутаны мы. Сердце корреспондента Довженко переполнено ужасом от того, что сотни тысяч лучших продовжувачок нашего рода исчезнет с нашей земли.

Вторая записная книжка отражает события 1942 года, того года, когда фашисты хозяйничали на нашей земле. Народ смотрел на это «хозяйствование» и замирал от страха. Как на экране кинотеатра перед нашими глазами проливают все новые и новые кадры: расстрел матросов в Киеве, бомбардировки Валуйків, срыв Харьковского наступления, рассказ с зажатыми кулаками о Шестую армию, осмысление драмы эпохи - восемьдесят процентов молодых женщин Белгорода повыходили замуж за немцев..., разгром Двадцать первой армии, уничтожение Сталинграда.

И снова ощутимое раздвоение души непревзойденного Мастера. С одной стороны, уверенность в том, что немцы нас не завоюют, а с другой, огорчение и скорбь за то, что победа будет одержана на костях и слезах и крови родного народа. Или бессмертный народ, думает автор. Нет, смертный, как и все живое. Все идет, все проходит. А не умирание наше длинное украинское, или же оно есть жизнь, только хилое жалкое существование... Мы есть и нас нет. Где мы? То можно было кому-то рассказать о «Дневник», когда на его страницах такая откровенность, такая поразительная философия жизни?!

Некоторые записи в «Дневнике» напоминают мне «Моисея» И. Франка, «Боярыню» Леси Украинки, размышления М. Коцюбинского.

Кто же мы, украинцы?! С одной стороны, мы народ трудолюбивый, щедрый, а с другой-ничтожный. Мы, как говорит Довженко, народ бесцветный, у нас отсутствует солидарность и взаимоподдержка, мы «наплювательськи» относимся к своей судьбе и судьбе своей культуры. «У нас абсолютно нет правильного проектирования себя в окружающей действительности и истории. Мы вдовьи дети», - завершает запись 2.07. 1942 г. О. Довженко.

Записи «Дневника» в большинстве своем создали сюжет киноповести А. Довженко «Украина в огне», постановку которой было запрещено, а Довженко обвинен в национализме.

Четвертая записная книжка «Дневника» напоминает мне политическое произведение, в основе которого переписка, телефонные разговоры кинорежиссера с деятелями системы. К каким неприятностям все доходит. Довженко советуют Кравчину («Украина в огне») сделать русским, и тогда многое станет на свои места», в другом случае - его причислят к лагерю людей, которым лучше было бы на свет не рождаться: Никита Сергеевич Хрущев отказывается принять режиссера, киносценариста, известного в Европе. Местами в четвертой книге автор использует сатиру, что придает ей обличительного характера. Вот одна из записей: «Мы пролили за «друга своя» больше крови, чем «вторая наши» потратили на нас килограммов Рузвельтової ковбаси. им и этого мало. им хочется, чтобы мы лили кровь на японских границах... Я не знаю, что творится в мире. Я чувствую, что творится большое нечестное дело, нечестная и жестокая игра».

Закончить свое сочинение я хочу строками из четвертой книги «Дневника»: «Живу в Москве, попранный убогими властями и друзьями при властям Украины, что потеряла в войне половину своих сыновей. Великая Вдова».

По моему мнению, «Дневник» Довженко - это яркие реальные картины истории. Его надо перечитывать и переосмысливать. И, безусловно, делать выводы.