Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
Трагизм жизненной судьбы Николая Хвылевого и его героев


Необычная фигура Николая Хвылевого (1893-1933) оказала значительное влияние на развитие украинской литературы и общественно-политической мысли всего XX в.
После выхода сборника "Синие этюды" (1923) О. Белецкий назвал М. Волнового "основоположником настоящей новой украинской прозы". Новеллы прозаика привлекали не только тематически, но и стилевой, художественной самобытностью.
Характерным стилем для 20-х гг. был стиль революционного романтизма, роман-тики вітаїзму (активного романтизма). У "Синих этюдах" выделялись такие героико-романтические новеллы, как "Кот в сапогах", "Солонский Овраг". Ранние новеллы отбили принятия М. Волновым своей беспокойной современности как рассвета новой счастливой эры. Но это увлечение было недолгим.
В рассказе "Кот в сапогах" писатель тонко подметил бюрократизацию партии уже в первые годы после войны, ограниченность партийцев, их нежелание учиться, развиваться: "Товарищ Жучок дочитала - прочитала "Что такое коммунизм" (без автора) и только". Уже здесь зазвучали ноты сатиры. Писатель был слишком прозорливым и честным, чтобы закрывать глаза на драматическое несоответствие между идеалом и его реальным воплощением. Отсюда проблема расхождения между мечтой и действительностью стала главной во всех его последующих произведениях. Среди поэтических символов М. Волнового одно из ведущих мест занимает образ "загірньої коммуны", который имеет мало общего с народжуваним "новым миром", то есть советской действительностью.
Отказ письміенника от традиционного описательного реализма вобрала отказ от последовательного изложения событий, попытка через временные смещения, непослідов-ности достичь усиления эмоциональных эффектов. Сборник рассказов "Осень", повесть "Санаторная зона" (1924) и особенно гражданская активность сделали М. Хвильо-ного центральной фигурой в литературном процессе 20-х гг. Одним из лучших произведений М. Волнового есть рассказ "Я (Романтика)". М. Он писал: "Немного найдется в мировой литературе таких произведений трагического звучания, в которых были бы воспроизведены драматическое раздвоение реальности и идеалов, внутренний конфликт революционера, который попадает в "созданную революционными идеями ловушку".
Произведение посвящено рассказу М. Коцюбинского "Цвет яблони" и написано в импрессионистической манере. Во вступлении лирический герой говорит о своих две большие любви: "Загірня коммуна", созданная в мечтах, до которой еще идти и идти, воевать, лить кровь многочисленных жертв - это первая любовь. Вторая любовь - "поистине моя мать", "прообраз той чрезвычайной Марии, что стоит на гранях неизвестных веков". Мать, которая всем сердцем любит своего единственного, мятежного сына, чувствует: "Поступает гроза!" Резким диссонансом к поступлению изображены кровавые судилища, где вершит "справедливость" герой новеллы. Лирический герой считает себя "чекистом и люди-ною". Вот перед ним мужчина и женщина. "Мужчина упал на колени и просит милости. Я с силой толкнул его ногой - и он раскинулся навзничь... Женщина сказала глухо и мертво: - Слушайте, я мать троих детей!.. Я: - Расстреливать". Коммунары, чекисты непрерывно пьют, а лирический герой ходит к матери, чтобы почувствовать себя "человеком". Его терзают страхи: "...Шесть на моей совести? Нет, это неправда. Шесть сотен, шесть тысяч, шесть миллионов - тьма на моей совести". Наступил момент, когда в непримиримой противоречия столкнулись самые святые для героя чувства: синжська любовь и революционный долг. Он становится винтиком и заложником мощной системы. Неспособному на бунт герою остается выполнить волю системы: он, "охваченный пожаром какой-то невозможной радости, забросил руку на шею своей матери и прижал ее голову к своей груди. Потом подвел маузера и нажал спуск на висок". Абстрактному идолу "загірньої коммуны" принес наибольшую жертву и во имя совершено наибольшее преступление-матереубийство.
В 1925 г. М. Волновой вместе с единомышленниками создает литературную организацию ВАПЛИТЕ (Вольная академия пролетарской литературы). Тогда же он основал литературную дискуссию, которая от вопроса о качестве произведений художественной литературы перешла на идеологические принципы. Он призвал писателей вернуться в украинских национальных источников, ориентироваться па "психологическую Европу". Отсюда знаменитый лозунг М. Хвылевого- "Прочь от Москвы!". "В Европу мы поедем учиться, - писал писатель, - но с затаєною мнением - за несколько лет гореть особым светом". Итак, новейшая украинская литература яе может ориентироваться только на русский, ибо не избавится от рабского подражания.
Но облака одной из самых страшных трагедий XX в. уже собирались над Украиной. Для М. Волнового наступала пора горьких разочарований. Он прозірливо угадывает, что голод в Украине сознательно организован. Писатель болезненно переживает те многочисленные компромиссы, на которые шел, чтобы не порвать с большевистской партией. М. Волновой, как отмечал М. Жулинский, "не видел выхода из этой идеологической ловушки, в которую он, коммунист, попал, вдохновенно доверившись идеалам Революции". 13 мая 1933 г., собрав друзей, писатель застрелился. Трагедия его заключалась в том, что он "свято верил в возможность редкого брака" (И. Драч), то есть свободной Украины и ленинского коммунизма.