Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Трагизм образа матери в поэме «Наймичка»

II вариант

И на обновленной земле

Врага не будет супостата,

А будет сын, и будет мать,

И будут люди на земле.

Т. Шевченко

В мировой лирике нет художника, который бы с такой любовью и таким грустью воспел женщину-мать, сестру, возлюбленную, их тяжелой жизни в експлуататорському обществе. Для Шевченко женская недоля была сгустком боли, запекся в его сердце: крепостная неволя - это судьба родной матери, которую преждевременно в могилу нужда и труд положила»; судьба сестер Кати, Ирины, Марии - «голубок молодых», у которых «в наймах косы побелеют»; это трагическая судьба его первой трепетной любви - Оксаны Коваленко, судьба всех несчастных женщин, что «немые на барщину идут». Шевченко гневно выступил против женского бесправия. Он будто собрал воедино в своем страдающего сердце страдания порабощенных женщин всех эпох и взволнованно рассказал о них всему миру. «Такого пламенного культа материнства, такого апофеоза женской любви и женской муки не найти ни у одного из поэтов мира», - писал М. Рыльский.

Ой поэт, великий пророче!

Сколько сил ты отдал в жизни,

Защищая женскую судьбу.

И всегда в одиночестве, в одиночестве.

Т. Г. Шевченко занял своим гением все отрасли духовной и социальной жизни общества. И в его произведениях возникает образ матери. Мать является воплощением земного существования человека, смыслом этого существования. Любовь к ней повышает человека, делает его благородным и духовно богатой.

Для женщины большое счастье заключается в рождении и воспитании ребенка, но на что могут превратить материнское счастье жестокие обычаи и человеческое отношение!? Меня больше всего поразила судьба Анны из поэмы «Наймичка».

Девушка, которая полюбила и не уберегла свою девичью честь, стала матерью-одиночкой и ушла с ребенком из родного села. Однако Анна не погибает, как Екатерина, судьба которого подобна Ганниної, она борется за свое счастье. А ее счастье и трагедия - это ее ребенок, которому она дала возможность жить с неродными родителями, что любят и считают ее своей. Всю свою нежность, всю страсть души мать отдает ребенку. Вся ее жизнь - в ней. А она сама не может даже открыться в своей любви:

Не зна Марко, чего она

Так его целует, -

Сама не съест, не доп'є,

Его накормит.

Анна - натура безмерно глубокая, ее чувства к ребенку сильное и высокое, любовь такая мощная, что побеждает все остальное, закрывает для нее мир, заставляет забыть о себе самой, отдать свою жизнь ради минутного соблазна, а для долгой продолжительной жертвы в пользу ребенка. Она отказывается даже быть свадебным матерью своего сына и лишь перед смертью раскрывает ему правду. Анна считает себя не достойной любви сына и невестки, ведь она не могла сама воспитывать Марка была вынуждена подбросить его чужим людям. И сын прощает ее, стремится пожалеть, утешить. Однако мать уже не успела насладиться сыновней любовью, она умерла, так и не почувствовав благодарности Марка.

С большой силой рассказывает автор о чувстве материнской любви, сила которой делает женщину способной на самую самопожертвование. Любовь матери - это самое святое. Шевченко преподнес женщину-мать на самый высокий пьедестал чистоты, глубины и верности чувств, нравственной красоты и материнской величия. Он видел в женщине прежде всего духовную красоту, обожал материнство, славил верность и искренность. Родить ребенка - это еще не значит стать матерью в полном смысле этого слова. Ребенка надо вырастить, воспитать и дать ему все для того, чтобы она была счастливой.

Тема материнской судьбы очень актуальна в творчестве Кобзаря. Ведь мать - это духовная основа человеческой жизни. Конечно, не все матери поступали так, как Екатерина или Анна. Это исключения. Большинство несли свой тяжкий крест, преодолевая трудности, но не лишая детей права жить возле матери. И счастлив тот ребенок, который запомнила прикосновение материнской руки, ее нежный поцелуй, ласковое слово и радостный смех, радость ее, когда сын сделал первый шаг, а потом, став взрослым, пошел в самостоятельную жизнь с благословения матери.