Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Драматургия Григория Квитки-Основьяненко



 
Родился Г.Ф.Квітна 29 (18) ноября 1778 г. под Харьковом в родовом имении - селе Основа (отсюда его литературный псевдоним - Основьяненко). Здесь в Харькове прошло его жизни, написаны все его произведения. Через болезненность в детстве и патриархальные условия провинции Григорий не получил широкого образования в учебных заведениях, учился только дома и в школе при монастыре. Однако благодаря своей одаренности, самообразованию, большой страсти к образовательно-культурной и писательской деятельности он возвысился до уровня людей высокой образованности и культуры, в частности, стал членом Общества наук при Харьковском университете, членом совета Института благородных девиц; европейская научная общин кость избрала его членом королевского Общества антикваріїв Севера (Копенгаген).

В принятой просветительским дидактизмом и рационализмом драматизованій повести Квитки "Преданияч о Гаркуше" (1841) так определяется программа главного героя, народного мстителя Гаркуши: "Произведет людей и истребить злоупотребления", "у сильного отнять возможность угнетать слабого". Здесь отразились основные принципы программы самого Цветка, хотя он пытался ее осуществлять совершенно другим способом. Гаркушин метод месницької формы установления общественной справедливости и порядка писатель осуждал. От жанра сатирических писем Цветок в 20-х годах переходит к написанию (также на русском языке) комедий. Комедии Цветки углубляют лучшие обличительные тенденции писем Повинухіна. В комедиях "Приезжай из столицы, или суматоха в уездном городе", "Дворянские выборы", часть первая, "Дворянские выборы", часть вторая, написанных в конце 20-х годов, Цветок разоблачает ту или иную персону или помещичью семью, а определенный класс помещиков, чиновников, с присущими им моральными и политическими взглядами, теми взглядами, которые породжувались не случайными обстоятельствами, а социальной природе их жизнь. В своих комедиях Цветок отражает характерные черты быта дворян, чиновников того времени. Его герои в своей среде не стесняются говорить такие вещи, которых в другом окружении вам не скажут. Так, они, как что-то обычное, говорят о взятке, о том, насколько выгодно быть исправником, судьей и т.д. Это является проявлением их уверенности, что все присутствующие именно так думают, а потому стесняться их нечего. Взятки берут не только чиновники, но и их жены, что было очень распространенным в то время.

Достойно внимания, что в комедиях 20-х годов Цветок изображает и представителей крестьянства. В его произведениях даже есть попытки показать взаимоотношения между крестьянством и дворянством. Причем, что особенно важно с точки зрения перспектив реализма, писатель в большинстве случаев не идеализирует взаимоотношения между крестьянством и дворянством.

Опираясь на опыт Котляревского-драматурга и авторов интермедий XVIII ст., на мотивы народной песенности и гумористики, а главное - на личные наблюдения ("Я собрал главных здешних характеров несколько", - свидетельствовал писатель), Квитка-Основьяненко создает социально-бытовую комедию "Сватання на Гончарівці" (1835), в которой разрабатывается острый жизненный конфликт: на пути к женитьбе влюбленных Ульяны и Алексея стоит принадлежность жениха к крепостного состояния, его бедность. Впервые в украинской литературе специально нарушая крепостное вопрос, драматург, с одной стороны, пытается провести мысль, будто крепостной состояние не страшен для тех, у кого господа - хорошие люди. Однако тут же, отражая народный взгляд и опыт, он показывает, какая репутация крепостничества и господ-крепостников сложилась в народе: Улянина иметь Дарья, женщина с жизненным опытом, о Олексієвих "добрых" господ говорит дочери: "Хоть они добрые, господа! Как же это можно, чтобы тебе по воле и в неволе". Их ужасает даже мысль, что "погонят на барщину" дочь. И она пытается выдать Ульяну хоть и глуповаты, но за богатого и "свободного" Стецько. По существующей в комических операх традиции "Сватовство на Гончаровке" имеет счастливое окончание, однако Цветок создает по сути драматическую ситуацию: свободная девушка ради искреннего и верного любовь к крепостному добровольно идет на крепостную каторгу. Как и "Сватовство на Гончаровке", и сегодня успехи у зрителя пользуется крупнейший драматическое произведение Квитки-Основьяненко - социально-бытовая комедия "Шельменко-денщик" (1838; написана на русском языке, центральный персонаж Шельменко говорит по-украински). Это комедия в последние десятилетия дважды экранизирована - такого внимания кино добилась не очень большое количество произведений из мировой литературной классики.

Опыт Г.ф.квитки-Основьяненко, его лучшие традиции оказались достойными для следующих украинских прозаиков - Марка Вовчка, Ю.Федьковича, Панаса Мирного. Творческое достояние первого по времени классика украинской художественной прозы и выдающегося драматурга пользуется широкой популярностью у читателя и зрителя.

 

Использована литература:

1. Библиотека украинской литературы. А.И. Гончар "Григорий Квитка-Основьяненко".

2. Д.В.Чалий "Г.ф.квитка-Основьяненко".

 

 

Министерство образования

 

 

 

 

 
РЕФЕРАТ

Песня в драме-опере
Ивана Котляревского

"Наталка Полтавка"

 

 

 

Не забывай того, кто смело,

С ясным смехом разбудил

И развернул ширококрило

Над землей родной пение...

М. рыльский

 

Сербенюк И.

 

 

Коломыя - 2002


Песня в драме-опере

Ивана Котляревского
"Наталка Полтавка"

Не забывай того, кто смело,

С ясным смехом разбудил

И развернул ширококрило

Над землей родной пение...

М. рыльский

Поэтическое народнопісенне восприятия нашим народом человека и окружающего мира зародилось под влиянием украинской природы, народных обычаев и обрядов. Оно проявляется в психологии, этике, морали, в быту, эстетике и в других сферах жизни.

Художественно-эстетическим подтверждением этого является пьеса Ивана Котляревского "Наталка Полтавка", которая возникла в эпоху, когда на территории нашей истории решалась судьба украинской культуры. Ее появление было тем мощным весенним громом, что пробудил самосознание нашего народа.




Название песни
Кто исполняет


1.

"Ветер веет горой"

Наталка Полтавка


2.

"Ой я девушка Полтавка"


3.

"Веют ветры, веют буйные"


4.

"Ой мать, мать! Сердце не считает"


5.

"Видно пути полтавськії..."


6.

"Пойдешь Петр, к той, которую любишь"


7.

"Чего же вода мутная"


8.

"И шел казак с Дона, и с Дона домой"

Петр


9.

"Солнце низенько"


10.

"У сусіда хата біла"

Николай


11.

"Ворскло - река небольшая"


12.

"Гомон, гомон, гомон по дубраве"


13.

"Я тебе, дочка, не добра желаю"

 


14.

"Дед рудый, баба руда"

Выборный


15.

"Ой под вишней, под черешней"


16.

"Вот юных лет не знал я любви"

Возный


17.

"Всякому городу нрав и права"

Главная героиня пьесы Наталка не только словами, но и песнями раскрывает свою удачу, красоту, судьбу. Песня "Ой я девушка Полтавка" - это лирический автопортрет героини, простой украинской девушки, которая нравится ребятам своей красотой, веселым и шутливым нравом и верностью, всей душой Петру. Романтизированный Образ Наталки. Сердце девушки наполнено грустью и тревогой за любимым.

Решительность девушки в борьбе за счастье звучит в песне "Ой мать, мать! Сердце не считает". Ней она обращается к матери. Наталья считает, что "лучше умереть, как с немилым жить, сохнуть с печали, каждый день слезы лить".

Сначала ХІХ века долетают до нас Натальины песни, буйные и нежные, согревающие трогательной девичьей верностью наши сердца.

Как хочется верить сегодня в то, что древние и вечно молодые песни Наташи будут знать наши ребята и девушки.

Петр грустит, что нет у него "нет хаты, нет счастья, ни женщины". Однако бедный сирота богатый душой - своей настойчивостью; добротой и верностью в любви к Наташе. Сетуя на свою злую судьбу он словами песни "И шел казак с Дона" говорит: "спасибо судьбе, когда казак в поле, Потому что когда он в поле, тогда он на свободе".

Образ Петра окутан минорной гаммой чувство любви в его разнообразных проявлениях - верности, страдании и самопожертвовании.

Собрат Петр, Николай, что тоже "без рода, без племени, без таланта и без приюта", - веселая и добрая душа. Слова его песни "Гомін, Гомін, гомін по діброві", где бывалого парня знают и орда, и ляхи, и турчин, свидетельствуют о странствующий, независимый, бескорыстный характер героя. Песни, полные чувства национальной гордости за славных прадедов великих, которые умели храбро отстаивать родную землю и защищать ее от врага, как видно, импонируют настроениям и чувствам бурлаки Николая. Он собирается вместе с казаками - черноморцами "тюрю кушать, водку пить, трубку курить и черкес бить". Николай был свободолюбивый, умный, остроумный, добрый.

Песни водного - зеркало его души. В сатирической песне "Всякому городу нрав и права" воплощает художественное образное обнаружение "Философии и самым действенным средством раскрытия образа водного является его речь. Это смесь канцеляризмів, старослов'янізмів, казенно-судебной лексики. Простые и ясные мысли он так закручивает, что трудно и понять их простому народу.

Поскольку каждое произведение оставляет заметный след в литературе, он должен занять определенное место в сердце каждого ученика.

Те вечные песни, те единственные наследства
Взяли себе други поэты-потомки

И родительским путем пошли.
Леся Украинка