НОВАЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИВАН КОТЛЯРЕВСКИЙ (1769-1838)
Иван
Петрович Котляревский родился в семье мелкого чиновника городского
магистрата, дворянина по социальным положением. О начальном образовании И.
Котляревского сведений почти нет. Обучение в Полтавской духовной
семинарии дали ему основательные знания филологических наук, философии, риторики,
богословия, математики.
Самостоятельное
жизнь двадцатилетний юноша, образованный, начитанный, начинает канцеляристом,
протоколістом полтавских учреждений, затем - домашним учителем помещичьих детей.
Живя в селе, внимательно наблюдал за жизнью народа, изучал и записывал
украинский фольклор. Потом становится военным: за 12 лет сделал хорошую карьеру -
прошел служебные ранги от кадета до штабс-капитана.
Когда
И. Котляревский находился на военной службе, без его ведома 1798 г. в
Петербузі выходит поэма "Энеида" (1-3 ч.). Эта дата стала переломной
в истории и литературе Украины. Третье издание осуществлено при участии автора в
1809 г. - четыре части. После отставки с военной службы писатель с
известным именем вернулся в родную Полтаву, где получил должность надзирателя
(помощника директора) "Дома воспитания детей бедных дворян".
Вызывает уважение его деятельность в качестве драматурга и организатора театральной
дела. В 1818 г. его назначили директором первого професійого постоянного
театра в Полтаве, основанного в 1808 г.
Умер
писатель на 70-м году жизни. Похоронен в м. Полтаве.
Художественная
наследие Ивана Петровича Котляревского, хотя и небольшая по количеству произведений,
составляет определяющий этап в развитии новой украинской литературы, в
национальном самосознании украинцев. Это всего пять произведений, главные
из которых - поэма "Энеида", пьеса "Наталка Полтавка", водевиль
"Москаль-волшебник".
Поэма
И. Котляревского "Энеида" увидела свет в те времена, когда, по выражению
академика О. Белецкого, "исторические обстоятельства поставили под знак вопросу
дальнейшее будущее украинского языка, а также и всей украинской культуры",
когда перед самым народом встал вопрос: "Быть или не быть?",
"Энеида" Котляревского ответила в полный голос: "Быть!"
"Энеида"
была первой украинской печатной книгой, написанной живым народным языком.
Иван Котляревский за основу сюжета "Энеиды" взял античную эпопею
Марона Публия Вергилия и существенно, оригинально переделал ее. По жанру
"Энеида" - характерен классический образец бурлескно-травестійної поэмы.
Иван
Котляревский мастерски соединил веселый, остроумный смех, яркие комические
ситуации с глубокими серьезными мыслями, с широкими обобщениями. Писатель
предоставил бурлеска новые качества, которые способствовали реалистичному изображению жизни. Сюжет
поэмы Котляревского - это рассказ о странствиях Энея - сына богини Венеры и
земного царя Анхиза, внук троянского царя - после разрушения Трои в поисках
Италии, где он должен основать новое государство. Путешествием руководили боги с Олимпа,
которые неоднократно вмешивались в жизнь героев.
Описания
природы, помещений, военных действий, потребления еды и напитков, молодежные игры и
развлечения, авторские отступления, речь персонажей - все эти элементы позасюжетні
поэмы мастерски выписаны автором с использованием самых разнообразных средств
сатиры и юмора, в первую очередь бурлеска.
Арсеналом
средств создания яркого, непревзойденного национального колорита стала красочная,
сочная народная речь, которую писатель знал безупречно и осуществил на то время
подвиг - ввел ее в художественное произведение как главный строительный материал поэмы. Это и
колоритные картины национального быта украинцев, и богатые народные традиции, и
остроумный народный юмор, и богатейший национальный фольклор, и многочисленные
украинские имена, названия городов, сел, местностей. В поэме И. Котляревского
отражена украинская действительность XVIII в. с ее населением, бытом, обычаями,
обрядами, традициями, с ее историей, за что это произведение выдержал испытания
время. Котляревский-патриот гордится героической историей Украины, идеализирует
времена гетманства, преподносит идею бессмертия украинского народа, его истории,
самобытности украинской нации, утверждения украинского языка, живучести
народных традиций, свободолюбия, стремления к независимости, воспевает героическое
прошлое Украины.
"Поэма
Котляревского - самобытный и глубоко национальный произведение, где древних
троянцев и латинян переодягнено в жупаны и кобеняки украинского казачества XVIII
ст., в кафтаны и мундиры тогдашнего чиновничества, в подрясники и рясы
духовенства, где широкой кистью нарисован быт тогдашнего барства,
заменило собой Вергілієвих олимпийцев" (Г. Рыльский).
* * *
"И.
Котляревский внес в свое произведение столько сердечного тепла, тонкого юмора и живых
красок своей родины, что его "Энеида" и до настоящего времени не потеряла
своего обаяния".
(И. Франко).