Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН ФРАНКО

Франко - творчество




Сто рассказов и десять романов и повестей написал Иван Франко. Повесть "Борислав смеется" (1881-1882)- один из лучших его произведений. "Борислав смеется" - первая в украинской литературе повесть о рабочем классе. Она является выдающимся явлением не только в украинской, но и в мировой литературе.

В повести и. Франко сумел многогранно показать жизнь рабочего класса, его организованную борьбу против капиталистического строя.

Замысел написать повесть "Борислав смеется" возник в 1879 году. Вынашивая тему и идею, он тщательно изучал быт и условия труда рабочего Борислава. Писатель жил вблизи Борислава, часто бывал там, тщательно изучал жызни нефтяных промыслов, поэтому он с большой убедительностью рисует картины эксплуатации рабочих, расчетов, мошенничества.

Значительной заслугой И. Франка является то, что он красной нитью проводит идею единства и организованности рабочего класса. Именно члены кружка "собратьев" Бенедьо Синица, брать Андрусь и Сень Басарабы призывают к солидарности и организованности, опираются на кадровых рабочих - Матия, Деркача, Прийдиволю и других, совместно выступают против предпринимателей. Их борьба с капиталистами составляет главную сюжетную линию произведения.

На экспозицию приходится семь первых глав, а основные события разворачиваются в течение десяти последующих, все более обостряя конфликт между социально враждебными лагерями. Кульминация - в предпоследнем разделе, когда после поражения забастовки рабочие готовятся к вооруженному выступлению. О решении не приходится говорить, поскольку произведение не закончен.

"Борислав смеется", который будет окончен сего года, - писал И. Франко в Г. Павлика 12 ноября 1882 года, - закончит серию моих бориславских образков,- только как эпилог к нему еще нав'яжеться обширная повесть "Андрусь Басараб" - описание жизни в львовских тюрьмах".

Этот план писателя не осуществился.

Долгий и сложный путь проходят герои произведения. Они в постоянных поисках, в гуще борьбы. Так, Бенедьо часто задумывался над вопросами "общественного неравенства между людьми", но не мог дать ответа, откуда она берется, как помочь этой беде. Он ничего не знал о "рост робитницькои общности и взаимности в других краях " не был осведомлен, "как рабочие ... организуются в великой борьбы с багатирством и всякой неправдой народной". Ранения во время закладки фундамента под дом Леона Гаммершляга, потом болезнь и травма, которую причинил Бенедеві строитель, породили в его душе "чувство несправедливости и прижима".они еще более окрепли, когда по дороге из Дрогобыча до Борислава встретился с рабочими, которые рассказали ему о страшной человеческую нужду, о том, как люди вымирают с голоду. Бенедьо видел на своем веку беду, но "до такой степени опущения и понижение, о которой рассказывали ропники в городе никакой ремесленник не доходил ".

"В чем же причина неравенства между людьми ? Где выход из велекої, всенародной обиды ? "- спрашивал не раз себя Бенедьо и не находил четкого ответа. Только после разговоров с "собратьями" у него раскрываются глаза на горькую действительность. Бенедьо видит, как предприниматели эксплуатируют рабочих, как обогащаются за их счет, и приходит к выводу, что противостоять этому может только забастовка. Эта мысль не давала Бенедові покоя, и он поделился ею сперва на собрании собратьев, а впоследствии на митинге рабочих Борислава.

"Я думаю,- доказывал товарищам Бенедьо,- что такая война лучше, чем всякая другая, раз потому, что война супокійна, бескровная, а во-вторых, и потому, что можем поднять ее совсем откровенно и смело, и никто нам за него ничего не может сделать".

Предложенная Бенедем Синицей программа борьбы была направлена на организацию, единство и солидарность рабочих. Его устами Франко стремился довести до сознания угнетаемого народа, его сила именно в единстве и организованности, что не следует тешить себя надеждой, что спасение придет извне, а прибегать к организованной борьбе. Правда, она, и борьба, сначала носила экономический характер. Поэтому, несмотря на определенный успех на начальной стадии, забастовка потерпел поражение. Симпатизирует писатель и братьям Андрусеві и Сеневі Басарабам - людям твердого характера, сильной и решительной воли, великого революционного порыва, сторонникам "кровавой войны".

Хотя и они не сразу поняли, какой именно путь выбрать. Признав правильность программы Бенедя Синица в организации рабочего класса, они не признали его программы мирной борьбы. А убедились, что победу над капиталистами рабочий класс может добиться лишь в революционной борьбе.

В повести Франко показывает рабочих как класс, борющийся за свое освобождение от капиталистического ига. Автор ставит и решает рабочую тему в аспекте генеральной темы времени - борьбы труда и капитала, то есть так, как никто из его предшественников и современников сделать был не в состоянии. Иван Франко на широком социальном фоне выводит галерею образов, которые приходят к осознанию необходимости классовой борьбы, неизбежности гибели мира эксплуататоров.

В художественном наследии Франко есть семь законченных пьес, написанных в 90 - х годах и присв'ячених главным образом отражению жизни галицкого села. В центре их стоит драма "Украденное счастье".

Вроде ничего особенного в ней нет. Сельский быт, несложные деревенские отношения, которые так трудно піддаютьтся психологической обработке. Сюжет пьесы заимствован из "Песни о жандаря". В основе сюжета - конфликт, построенный на традиционном "любовном треугольнике": Михаил Гурман - Анна - Николай Задорожный. Обычный драмороб превратил бы жандарма Гурмана на романтического злодея, супруги Задорожных - на его жертву, а саму драму - на мелодраму.Франко сделал из нее социально - психологическую драму высокого идейного звучания, с сильными характерами, с неограниченными сценическими возможностями.

Предыстория драмы несложная. Дочь богатого хозяина любит с бедным деревенским красавцем Михаилом Гурманом, парнем смелым и крутым на удачу. Чтобы избавиться от его и прибрать к рукам все хозяйство, алчные братья Анны подвохом сдают Гурмана в солдаты, а ограбленную сестру сбывают насильно замуж за тихого, забитого батрака Николая Задорожного. Вот тот социально-психологический плацдарм, на котором вырастает драма. Трагедия Анны в том, что она безумно любит своего бывшего избранника, ломает все преграды к счастью - и не находит его. Потому что Михаил Гурман уже не тот деревенский парень, а проходимец, - армия вернула его в родное село моральной уродиной, да еще шокирующем для мужика образе жандарма. Трагедия Николая Задорожного в том, что он после женитьбы успел по-настоящему полюбить Анну, возродить человеческое достоинство, тогда как она, борясь за свое счастье, ответила на его любовь ненавистью, презрением, позором. Наконец, трагедия Михаила Гурмана в том, что его любовь к Анне умерла и он может только мстить за украденное счастье. Но кому мстить? Врага своего он не знает, понимает невинность Анны и Николая, вымещает на них накипілу злость и не удовлетворяется. Единственный выход - смерть. Но Гурман по-своему жалеет Анну и Миколу.Своїм жестоким издевательством над ними он высекает в душе Николая искру настоящего протеста, погибает от его топора, чтобы потом собственную смерть выдать за самоубийство.

Кто же виноват? Кто украл счастье этих людей? Драма вырывается из тесных рамок сельского быта, бытовой конфликт перерастает в конфликт социальный, политический. Сделал несчастными этих людей общественный и політичничнй лад, виноваты во всем общественные порядки, при которых богатый давит бедного, сильный - слабого, образованный - темного.

Пьеса была написана на конкурс, объявленный Львовским краевым отделом 18.03. в 1891 году. Рецензента О. Огоновского перепугала в пьесе "тенденция радикальная" и конкурсная комиссия потребовала переделок. Она требовала устранить не только радикальную тенденцию, но и фигура жандарма, которому "автор несвойственно отдал роль черного характерактеру". Франко получил лишь третью премию. Комиссия боялась вызвать возмущение общественности. Пьесу, хоть и искалеченный, зритель встретил с энтузиазмом. Это отметила пресса. "Курьер львовський" так оценил постановку пьесы на сцене Львовского театра в ноябре 1893 года: "Пьеса Франка, хоть и ее скастрував комитет и затем полицейская цензура, сделала мощное впечатление. И мы смело можем утверждать, что в украинской драматической литературе она займет выдающееся место. Об этом можно судить по тому приему, который она имела среди общественности..." Подчеркивая настоящий народный характер Франко драмы, газета добавляла: "Его пьеса - то не идиллия народа, созданная на реальном фоне, и главная ее польза для народа - правда, которую так редко найдете в так называемых "народных" пьесах".

Драма "Украденное счастье" 1903 года была поставлена в Киеве и имела огромный успех. Роль жандарма исполнял М. Садовский, Николая Задорожного - И.карпенко-Карый, Анны - Л.Ліницька. С советского времени образ Задорожного создал А.Бучма, Анны - Н.ужвий. Драма и до сих пор не выходит из репертуара украинского театра как одно из лучших произведений украинской классики.

Горький опыт с продвижением драмы "Украденное счастье" на сцену многому научил Франко, и он сделал несколько попыток в комедийном жанре, чтобы под маской смешного показать действительное положение галицкого села.

Как и для Шевченко, так и для Франка народная поэзия была единственной плодотворной основой художественного новаторства. Доказательством этого может быть лирическая драма "Увядшие листья", которая вышла из печати в 1896 году.

"Увядшие листья" иногда называют сборником лирических стихов. Это не совсем верно. Книга имеет стройную строение, крепкий сюжет и ту внутреннюю цельность замысла, которая заставляет нас воспринимать каждый лирическое стихотворение сборника как отдельную кирпичик большого строения. Вот почему Франко и назвал свое "Увядшие листья" лирической драмой.

Лирическая драма поражает читателя большой внутренней концентрацией лирического чувства, необыкновенным богатством содержания, изменчивостью настроений и тонкой игрой эмоций, что находит свое конкретное проявление в изменчивости метра, рифмы, ритма, строфіки.Тут найдем стихи повествовательные, описательные, медитативные, сложные имитации народных плачей и народной песни. Не случайно же лирика "Увядшие листья" привлекала и привлекает внимание композиторов. Вот вещи, положенные на музыку: "Безграничное поле..." , "Развейтесь с ветром...", "Ой ты, девушка, из ореха зернышко...", "Как услышишь ночью...", "Твои глаза - как море...", "Я не проклинал тебя, о звезда...", "Червона калина...", "Ой ты, дубочках кудрявый...", "Ой сожаления, сожаления мой...", "Чего являешься мне...", "Вот та тропинка...", "Зря, постное, исчез твой чар..." и др.

Неоспоримым является одно: лирическая драма Франко "Увядшие листья" - это шедевр поэтического мастерства. Глубокий лиризм проникает в саму композицию книги. Песни ее - это три "пучка" увядшие листья. Рассказывая о муках своего неразделенной любви, герой будто разрывает пучок за пучком, разбрасывает увядшие листья своих песен, чтобы оно, подхваченное ветром, исчезло бесследно.

С самим Франком произошло то же самое, что позже постигло Лесю Украинку. Преодолевая собственную душевную травму, он смог подняться над ней, взглянуть на факты личной жизни глазами художника, об'єктивізуватися от них. Лирические песни "Увядшие листья" он считал наиболее субъективными из всех, что появились у нас от времени автобиографических стихотворений Шевченко, но "наиболее в способе рисования сложного человеческого чувства".

Поэма "Моисей" была лебединой песней Франко - поэта. Все написанное после "Моисея" воспринимается как отголоски революционной грозы, которая пронеслась над Украиной. Может, Франков Моисей совсем по-человечески волнует нас высокой трагедией своей потому, что в нем чувствуются переживания самого автора. Более двадцати лет вызревал замысел поэмы. Еще в "Каменярах" Франко определил свою роль поэта и гражданина как роль каменщика, который в одной шеренге самоотверженных борцов прокладывает своему народу путь в будущее, но сам до того будущего войти не сможет. "А счастье всех придет по нашим аж костях", - как сказано там. Другими словами эту же мысль выразил поэт в поэмах "Ex nihilo", "Смерть Каина ", "Похороны". Она не перестает звучать как леймотив в "Увядшем листе", в сборниках "Мой Измарагд", "Из дней печали", "Semper tiro" и завершается в поэме "Моисей". Пафос поэмы - в безграничной преданности народу. Сомнения упали карой на голову Моисея. Это было может самое страшное - наказание одиночеством и изгнанием. Но смерть героя поднимает народ к новому походу, превращая "ленивых номадов" на "люд героев".

Поэма "Моисей" была подготовлена непрерывным нарастанием революции 1905 года в России, с которой Франко связывал уничтожение самодержавной "тюрьмы народов", расцвет родного народа в свободном кругу всех братских народов России. Франко надеялся, что революция наконец принесет освобождение и украинскому народу. Поэта особенно волновали вопросы взаимоотношений широких масс с теми политическими силами, которые могли бы возглавить их выступления. Он считал, что предводитель должен был отдать все силы благородному делу освободительной.

Находясь в Риме в 1904 году, Франко был очень впечатлен мощной скульптурой Моисея, созданной в начале XVI ст. Микеланджело Буонаротти. Итальянский художник в образе Моисея передал целостность характера народного вождя, его силу воли.

Трагедия Моисея в том, что люди, которым он отдал свои силы, дух, славу, отвернулись в решительную минуту от него.

Как и все произведения Франка, поэма спроектирована в современную актеру украинскую действительность. В этом с яркой очевидностью убеждает пролог к произведению, непосредственно обращенный к родному "замученного, разбитого народа. Поэт страдает от того, что века гнета вытравили в краян лучшие качества и зато привили "укрытую злость, ложную покорность" чужаков, которые "предательством и разбоем" сковали их и дали клятву на верность.

Поэт выражает уверенность в возрождении национального самосознания и достоинства порабощенного, но не скореного великого европейского народа. Звонкие терцина передают высокую веру Франко в будущее народа. Счастливая будучина ассоциируется у поэта с кругом "вольных народов", где засияют и украинцы, где наш народ будет "домовитым хозяином" и в своем доме, и на своей ниве.

Франко выразил в поэме самые заветные мечты и надежды. Не случайно в последние годы своей жизни поэт побывал не в одном городе Галичины с чтением патриотической поэмы.

            

 

 


Список использованной литературы:

Каспрук А.Філософські поэмы Ивана Франко. - К., 1965.

Колесник П.Іван Франко: Биографический очерк. - К., 1966.

Колесник П.Іван Франко: Лит. портрет. - К., 1964.

Коцюбинский М. Иван Франко // Коцюбинский М.

Сочинения: В 7 т. - К., 1975. - Т. 4.

Павлычко Д. Франко - с нами // У мужественного света:

Литературно-критические статьи, воспоминания, выступления. - К., 1988.

Воспоминания об Иване Франко. - К., 1981.