II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 3
Урок 67. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. ЛЮБОВЬ ЗАБАШТА «БЕРЕЗКА»
Цель: совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения; расширять активный словарный запас учащихся; развивать связную речь, творческое воображение и фантазию; воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Разучивание стихотворения
Радуга веселую платок Повесила возле хижины.
Подул ветерок, и платок В небо взлетела с плетня.
2. Читайте, отвечайте: кто это? что это?
Белый, душистый, вкусный - ... (хлеб).
Красное, сочное, душистое - ... (яблоко).
Прозрачная, родниковая, холодная - ... (вода).
Высокая, белокорая, стройная - ... (береза).
Тихая, звездная, месячная - ... (ночь).
3. Работа над чистомовкою
Ма-ма-ма - холодная зима.
Му-Му-му - молока кому?
Мо-мо-мо - в школу идем.
Мы-мы-мы - новые ковры.
Ми-ми-ми - веселой куме.
Ме-ме-ме - кто книжку возьмет?
Ам-ам-ам - никому не дам.
Ом-ом-ом - помоем с мылом.
Эм-эм-эм - туда не пойдем.
Ум-ум-ум - в классе шум.
Ым-ым-ым - от костра дым.
Им-им-им - построим дом.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Игра «В художественном музее»
Дети выходят к доске, где размещена выставка их работ, комментируют каждый свою работу.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Отгадайте загадку.
• Белокорая и красивая,
Ветви - косы до земли,
Где она - и земля счастлива,
Вся в праздничном наряде. (Береза)
- Какие слова помогли вам отгадать загадку?
- Сегодня мы прочитаем стихотворение Любови Забашты «Березка».
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ПРОРАБОТКА СТИХОТВОРЕНИЯ Л. ЗАБАШТЫ «БЕРЕЗКА» (с. 70-77)
1. Выразительное чтение стихотворения учителем
- Как автор называет березу? Почему?
2. Словарная работа
1) Справочное бюро.
Мавка - сказочная лесная существо в образе красивой девушки с длинными распущенными волосами.
2) Чтение столбиков слов «эхом» за учителем.
Косички стоишь
кустах моешь
зеленые добрый
сестренку поставьте
ветрище посадите
скворечник прилетел
Прочитайте столбики слов на одном дыхании; скороговоркой.
- Какое слово «лишнее» в первом столбике? (Зеленые - прилагательное, остальные - существительные). Во втором столбике? (Добрый - прилагательное, остальные - глаголы.)
Физкультминутка
3. Игра «Рыбки»
Самостоятельное молчаливое чтение стихотворения учениками, каждый в своем темпе.
- Докажите строчками стиха, что поэтесса любуется березкой.
4. Чтение стихотворения «цепочкой» по строфами
- Как поэтесса обращается к березе?
- С чем сравнивает ствол дерева?
- Прочитайте строки, которыми автор обращается к читателю.
- Какое желание у вас возникло?
5. Игра «Подбери рифму»
Лесная... (розвіва);
кустах... (дождях);
не точіть... (посадите);
на ветвях... (птица).
6. Интересно знать!
Слушание легенды «Как на земле появились березы»
Было время... люди Забыли о доброте. Начали завидовать друг другу. Обманывать друг друга. Черные мысли в их головах родились. Черные чувства в их сердцах поселились. Земля застонала. Коркой зависти, коркой лжи покрылась. Большой стон до неба дошел... Вздрогнула небесная дева от ужаса. Большой боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут - человек очищается. В дерево попадут - дерево белеет. Так появились на нашей земле березы. Говорят, что это кусочек небесной жизни.
VI. ИТОГ УРОКА
Игра «Дополни предложение»
• Сегодня на уроке я учился...
• Я узнал...
• Больше всего мне понравилось...
• Хочу научиться...
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Отвечать на вопросы рубрики «Повтори и вспомни» (с. 71).