Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Нестандартные уроки по украинской литературе

Тема урока. "ЧТОБЫ НЕ ОСКУДЕЛА ПЕРЕБОЛЕНА ДУША".

(УРОК-АВТОГРАФ)

Цель урока: ознакомить учащихся с творчеством Галины Пухти; развивать эстетические вкусы школьников, умение воспринимать поэзию, анализировать услышанное и про-читано, делать собственные выводы и обобщения; способствовать формированию у школьников чувства патриотизма и гуманизма.

Оборудование. Запись песни "Мой родной край", дружеский шарж "Галина Пухта на Пегасе", под ним - надпись:

Пусть крылатый конь Пегас К Эрато, Евтерпи и Калиопы Несет Вас на святой Парнас В мир поэзии высокий!

сборник произведений Галины Пухти- "Поэзии" (1995), "Устами боли" (1997).

Ход урока

(Празднично украшенный класс. Звучит песня "О родном крае".)

Учитель (на фоне стихаючої песни). Мой родной край! Какие замечательные слова этой песни! Можно ли сказать лучше о ту землю, где родился, живешь, где приветливо улыбаются тебе окошки родительского дома, где змейкой вьется тропинка детства. Мне кажется, что человека нельзя назвать человеком, если она не любит своей земле, забывает про свою колыбель. Мы должны не только любить свой край, но и знать его историю, культуру, литературу - прошлую и современную. Знать, чтобы не оскудела наша душа. Этой теме посвящен наш сегодняшний урок литературы родного края - урок-автограф "Чтобы не оскудела переболена душа". Почему урок-автограф? Потому, что сегодня мы все (и каждый в частности) получим автограф от Галины Ивановны Пухти.

(Громче звучит песня и на доске появляются слова-автограф Галины Пухти.)

Учитель. Кто же она, Галина Пухта?

(Учительница читает собственное стихотворение "Галине Пухті", который вошел в сборник "На берегу судьбы"(1997).)

В том краю, где лес в верховьях птенцов колышет,

Росло и шаловливое, и гордое детства дитя.

С глазами цвета поспело-темных вишен,

Широко открытыми для тайнам жизни.

Любило песню, что пела вечерами мать,

И чарувалося сказками кленов и берез.

Умело сердечко детское чувствовать

И волны радости, и тяжкую скорбь слез.

Росло дитя. Топтало тропу босыми ногами

И мечтами высокими летало до небес

Тогда, как ветер наигрывал на скрипке гаммы,

Смерекам дарил осенний полонез.

Жизнь - то не с рисунками детскими страница:

В нем грусть с радостью повенчаны навек,

Но такой осталась эта женщина,

Словно годы потеряли для нее лекарств.

Душа ее, как будто беззащитная птичка в бурю,

Впитывает боли пучки и чужие слова-сожаления,

А иногда бывает так невыносимо тяжело,

Как ранят сердце люди низменные и малые.

Она не умеет жить легко или из расчета,

Укрывшись от забот в теплом укромном углу

Не нашивает позолоченную корунку

На истину, возможно, порой и горькую.

Хоть нелегкая, но прямая ее жизни дорога,

Ибо не ищет удобных и коротких околичностей,

Не раз в сердце осени звенит тревога,

А беспечность ей приписывают слепцы.

Такая обычная и необычная одновременно человек

Живет между нами с высокими звездами в душе.

Несет бремя жизни, как мать и жена,

А в сердце - сяєво дрожательной свечи.

Ученик. Мы знаем, что Галина Пухта - одаренная поэтесса, замечательная учительница, любящая мать. Ее девичья фамилия - Сухарник. Родилась и выросла в живописном крае - селе Кадобна. Здесь научилась любить и понимать природу и людей - искренних, трудолюбивых, создателей песен, сказок, легенд, преданий.

Сердце ее еще с детства стремилось красоты и света. Любознательная девочка искала в книгах ответы на множество жизненных вопросов.

Ученица. Училась Галина Сухарник сначала в Кадобнянській, а потом в нашей Голинській средней школе. В 1997 году поступила в Одесский государственный университет (на филологический факультет), сейчас работает в Брошнівській общеобразовательной школе I-III ст. учителем украинского языка и литературы.

Автор двух поэтических сборников - "Поэзия" (1995), "Устами боли" (1997).

Учитель. Конечно, мы уже много знаем о Галине Пухту, о ее произведения, и, наверное, хотели бы знать еще больше, познакомиться поближе. Галина Ивановна любезно ответит на все ваши вопросы.

Некоторые из вопросов учащихся:

- Какой случай из детства запомнился вам больше всего?

- Кем вы мечтали стать? Осуществилась ли ваша мечта?

- Помните, когда начали писать стихи и что вас побудило к их написанию?

- Мне кажется, что в своих воспоминаниях Вы часто возвращаетесь в детство. К этой мысли меня подтолкнул стихотворение "Пастушки". (Ученица читает стихотворение напам 'ять.)

ПАСТУШКИ

В воздухе пахнет свежестью смолы,

медленно дождь на травы капа и капа.

Еловые ветки влажные лапы

Над куполом костра протянули.

 

Там двое пастушков сидят босиком -

На длинных сваях сушат сапожки.

В сумке хлеб и еще какие-то книжки,

И мокрый брилик на сучке, как подсолнух...

 

У них разговоров - непрекращающаяся череда,

У них троп - от леса до дома.

Тут моего детства параллели:

Между трав наклонных каждая выглядит.

 

И я складываю зонтик в горсть,

Прозябли руки грею на огне.

И так на сердце солнечно мне...

И дождь на цыпочках пробіга мимо меня.

 

- Чем для Вас воспоминания о детстве?

- Какие стихи Вы посвятили своему отцу?

- Что Вы делаете, когда Ваши ученики пишут безграмотные произведения?

(Отвечая на этот вопрос, Галина Ивановна зачитала несколько юмористических стихотворных ответов-пародий на "письменные творения" ее учеников.)

Учитель. Как видим, с чувством юмора у Галины все в порядке. Значит, мы не ошиблись, рисуя Ваш портрет. Мы дарим его Вам с нашими наилучшими пожеланиями.

(Все читают надпись под рисунком, а потом вручают портрет поэтессе.)

Учитель. О этот стих надо сказать отдельно. Он родился из большой любви к родному народу, к родной земле, к нашей истории. В Киеве, городах и селах на востоке и западе Украины, где он звучал, не было равнодушных слушателей: у старших людей слова стихотворения вызвали воспоминания о пережитом, а в их глазах выступали слезы. В Киеве на фольклорном празднике "Украино - ты моя молитва" заинтересовался стихотворением поэт Вадим Крищенко. С восторгом отозвался о поэзии Юрий Збитнев, народный депутат Украины, а также собиратель народных сокровищ Иван Гончар.

(Чтение стихотворения наизусть.

 

УКРАИНА МОЯ

Украина моя, не хилися в молчании и скорби,

Не прячь в кривавім подоле лицо грустное.

Есть еще гены живы в твоей замордованій плоти,

Что возродят на древе жизни бессмертно и земное.

Ты над нами не плач. Еще не все стоим на коленях,

Еще не всем языки обрубили и согнули хребты.

Еще не все збусурманились дети твои, Украина,

Хоть витруюють из нас наше достоинство и до сих пор палачи.

 

Верю, время придет, и мы снова соберемся на вече.

И постелится ржаная колосья под неба синева.

Мы еще скажем вам, оборотни, всю правду в глаза,

Потому дух наш воскрес, как птица, над землей летит.

 

И озвуться перекличкой гордым стрелецкие могилы,

А Днепр заревет буйным клекотом наших сердец.

И простит нам Тарас за все, чем когда-то провинились,

И Христос на распятии обронить терновый венец.

 

Мы еще будем большие! Освятим души в Иордане,

Хоть грехом не было твое гордое любить имя.

Но где же свои трупы схоронять шакалы плохие,

Те, что рвали тебя на куски, Украина моя?

 

Те, что стоя в стенах тюремных тебя возводили,

Что везли в Сибирь, в холодную чужую Колыму,

Что народ твой живьем серым пластом земли накрывали,

А сегодня еще сбоку "Осанна!" поют ему?

 

Те бездушные калеки, что наши святыни жгли,

А сегодня в страхе бьют поклоны: "О Боже, прости!"

Где же мать, скажите, что их учила топтать могилы?

Покажите мне мать, которая учила ломать кресты!

 

Я клянусь своим сыном: такой нет в Украине!

Не было за Шевченко и сегодня, поверьте, нет.

То в подобии человеческой сатана появилась сейчас

И поцелуем Иуды мой добрый народ обніма.

 

Не продайся, народ, єднайся, народ великий!

Чтобы кровавые герданы не испекли грудь твои,

Чтобы тебя не водил в ярме чужеземец безликий

И на удавку не взял нежную песню твоих соловьев.

 

Украина моя, рідна ненько, Голгофо высокая!

Помоги нам до тебя дойти в пречистой мольбі.

Спеленай нас любовью и небом своим синеглазым.

От всех матерей посылаю мольбу тебе.

Учитель. Десятиклассники не только выучили стихотворение наизусть, но и написали о своих впечатлениях от него.

(2-3учнів читают свои сочинения-миниатюры.)

* * *

1. Когда читала стих "Украина моя" Галины Пухти, в моей душе боролись два чувства - боль и гордость. И первого, и второго было так много, что я не могла понять, что же побеждает.

Сердце переполняло болью за нашу разоренную землю, за нашу "мертвую плоть", за соловецкие и колымские трагедии. Как тяжело осознавать, что в нас есть предатели, басурмане, "бездушные калеки", что наши "святыни жгли". Но народ выживет. В это верит автор. И эта вера настолько сильна, что передается и мне. Читаю стихотворение и представляю ржаная колосья, что волнуется в солнечный день под голубым небом, слышу, как перекликаются стрелецкие могилы, шумит Днепр, радуясь, что сошлись украинцы на свое вече - счастливые, улыбающиеся. Сердце мое наполняется гордостью за то, что наш народ выстоял в тяжелой борьбе за свободу.

* * *

2. С волнением прочитал стихотворение Галины Пухти "Украина моя". Посчитал строфы: их 10. Аж не поверилось, что в этих нескольких десятках строк можно так много сказать. Здесь вся история нашей Украины - тяжелая, трагическая, в терновом венце.

Чего только не было на крестном пути народа моего: и Соловки, и Колыма, и богоотступничество, и дети-оборотни! А эти слова о бездушных калек -

Где же мать, скажите, что их учила топтать могилы?

Покажите мне мать, которая учила ломать кресты. -

способны, мне кажется, растрогать камень.

Украина - это родная мамочка, это песня соловьиная и одновременно - "Голгофа высокая". Так. Горе и печаль, счастье и радость в моей жизни Украины всегда рядом. Но народ наш силен. Есть еще гены "живые в его замордованій плоти", которые возродят нашу нацию. Мне нравится, что стих звучит так оптимистично.

Учитель. Мама... Мамочка... самая Дорогая... Родная... есть поэт, который бы не обращался к этой теме? Пожалуй, нет. Есть такие стихи и у Галины Ивановны - "Мамина сорочина", "Мамино свадьба".

(Стихотворение "Мамина сорочина" читает автор, а за поэзией "Мамино свадьба " учащиеся подготовили инсценировку.)

МАМИНА СОРОЧИНА

У меня мама грамот не проходила -

Обычная, простая женщина из деревни.

Не кляла и в семье не верховодила.

Как дуновение ветра, ласковая была.

Такая себе приятная за разговором,

Хоть судьба ей досталась горькая.

Все преподавала шелковой нитью

С души узоры в просинь полотенца.

 

А как-то вижу, вышивает крестиком

На сорочині белые рукава.

Говорю: "Так, мама, на Пасху все-таки

К церкви хотите надеть?"

 

- То, доченька, как умру. - А я вздрогнула.

- Да ты не бойся, смерть - обычная вещь.

- Как будто уже под солнцем ты побыла,

- Прошла и ушла в ночь.

 

А чтобы хоть немного видно было в темноте -

Эта рубашка белая, как свеча.

Хоть вышита она нитями и темными,

Траура там никто не замечают.

 

Я с болью за ее мыслями следила,

Пока поняла истину простую:

- А я себе просвічу, доченька, тропинку

- И калиной к тебе прорасту.

 

Я смогу, дочка, второй раз повториться,

Когда того требует земля.

Только не забудь помолиться за душу -

Она безвинная, будто ангелочек.

 

И слез не надо - плачут над пропащими,

Над памятью лишь голову склоны.

А я молю и плачу: "Мама, зачем вы

Мне эта грусть в душу занесли?"

 

Тонкий узор выводила рука.

Стояло солнце высоко над воротами,

А сердце и до сих пор мнение обпіка:

- Если бы вы, мама, повторились мамой...

"МАМИНО СВАДЬБА" Действующие лица: Автор, Иван, Анна, девочка, два брата Анны, отец, музыки, дружки.

(Звучит зажигательная свадебная мелодия. Молодежи - Иван и Анна - танцуют.)

Автор. Гудели ветры. Терновка мерзла в стакане,

Роились разговоры между людьми.

Топтал Иван беду в шаленім танцы,

Топтала Анна нищета сапогами.

А у нее судьба - повесть наболевшая,

А у нее глаза - тернятка в росе.

Из тонкого штапеля платье белое -

Белее, вероятно, от горных снегов.

Анна. - Йой, играйте, дядьку! Больше так не будет!

Автор. Ленты трепещут вверху.

- Бідитимуть, - говорили добрые люди.

- Не пропадут, ей Богу, между людьми.

- Какое-то девчушка с темной косой

- Глазами к стеклам приросло:

Девчушка. - Как вырасту, то буду молодой,

Такой, как эта, на все село!

Автор. Цвели хозяйки - мальвы пурпурные.

Скрипели на морозе полушубки.

И ржаной хлеб, как медовый каравай,

Делили между малышами дружки.

Богачка тетя, как индейка пышная,

Принес дала - торбиночку зерна,

Что-то буркнула - если бы на хорошо получилось,

И полный стакан выпила до дна.

Братья - понурые, тщеславные хозяева -

Не веселились, думали-таки:

Брать. "К кому же прибежит младшая, Анна,

Просить грош залатувать дыры?"

Автор. А седой отец оперся на покутья -

Никто не ведал, что было в мыслях.

Лишь прогорклый взгляд был почему-то прикован

К образам в белых полотенцах.

А песня то катилась ожерельем,

То хурделила в танце шутя,

Старенький дом инеем серебристым,

Как мачеха, косичила зима.

Анна. - Йой, играйте, дядьку, пусть никто не судит.

Согрейте, струны, душу сироте.

Танцуйте, люди, сладко вам будет,

Мы выпьем горечь в одиночестве.

Автор. А скрипка фала, как умела играть.

Задаром играла, так теперь нет.

Венчальное платье прижимала мать,

А в косах белая изморозь - зима...

Учитель. Галина составляет о маме не только стихи, но и песни. И ... сама их прекрасно исполняет.

(Галина Пухта исполняет песню "Седины матери моей".) Учитель. Поэзия Галины Пухти наполнена искренностью, добротой и задушевностью. Она заставляет думать, волноваться, переживать. Как, к примеру, поэма "Ох, Ольга...", посвященная первой любви Ивана Франко Ольге Рошкевич. Хотели бы послушать эту поэму, пани Галина, в Вашем чтении и узнать об истории ее написания.

 

ОХ, ОЛЬГА...

(Посвящено первой любви Ивана Франко - Ольге Рошкевич)

Нет, не любил на свете я никого,

Вот до чего додумавсь ум болющий.

И сердце, словно улитка в шкаралущі,

Не корячилось от прикосновения живого.

Иван Франко.

 

Ох, Ольга, в тех словах глубокая сущность.

Оправдает ли их твое присутствие?

Из веков сквозь недра утомленные земные

Ты будто в душу глянула мне.

И то не прихоть, не случайность,

Что я твоих мыслей читаю повесть...

 

Блаженный месяц восходит над садиком.

Погідна ночь. Жаркое лето. Лолин.

Окрыленный взаимностью Франко

Записывает в сердце нежный голос Олин.

 

Так вдвоем под звездами до утра.

Горячее, как жар, "любимый мой", "любимая".

А потом невмолимий боль разлук,

Письма вожделенные и отчаяние белых рук,

И капризных барышень шамотіння,

Глумление пань, и гнев родителей, и это терпение,

Которое тебе послал на судьбу Бог,

Оно еще спасало вас обоих.

Ты, молодая, на все была готова

Ради бескорыстной любви.

"Проходимец", мятежник и демократ -

Этот образ был святым тебе из-за решетки.

 

И он не спал. Он там от тоски вял.

Он слал письма. Иван мой, Иван!

Или же виновата я, что папина рука

Такая безжалостная и жесткая такая?

Я уже от злых глаз не имела спасу

И плакала с тоски время от времени.

Еще кто-то меня на свете пожалел,

Кто-то руку дал - мне не хватило слов,

И я пошла - на сердце клок боли, -

Себе и тебе переломив судьбу.

И в тех душевных муках, право,

Я осталась верна тебе.

 

А ты, что так обожал меня,

Чем выше был за грешное и земное,

Что спив жизнь, словно горькой трутни,

Как ты тогда не смог меня понять?

Твои письма, такие скупые и вожделенные,

И то чрезмерно официальное "госпожа"

На грудь упало тяжелым камнем.

Над кем, Иван, глумишся над кем?!

Разве не ты говорил мне о том,

Что есть любовь вечная и святое?

 

А может, где-то зажглась зарей

На небе другая, и ты пошел за ней?

А может, пленили глаза синие

И пышная краса юной княгини?

Ох, Ольга, он не мог сказать "нет",

Потому и неземных привлекают земные.

 

Замкнулась в одиночестве глубоком.

А он в душе. Разве он даст ей покой?

Болело то високомірне "госпожа".

Всплыли лета, как в седом тумане.

Та любовь - горькая и заманчивая вещь,

Когда ее встретишь один на один.

Время чеканил его падения и взлеты -

Нет любви, то и нет поэта.

И лишь, как измена душу обожгла,

Ему не хватило давнего тепла.

 

- Ох, Ольга, муко моя ранняя,

- Мое первое потерянной любви,

- Когда судьба разлучила нас,

- Приди ко мне в предсмертный час.

- Ни за что! Нет! Кто я теперь, Иван?

- Безмолвная тень и неизлечима рана.

- Тот пучок листьев,-с оставил мне,

- Уже не будет зеленеть, ни.

Твои слова - давно поблекшие жемчуг.

Они немые. Они для меня умерли.

 

Перевязала лентой письма

Возьму в могилу. Их писал не ты,

А тот юноша, влюблен в меня,

Что весь дрожал во взгляде шаленім.

Прости меня, твою последнюю волю

Не исполню, не снесу горькой боли...

Слеза скатилась тихо на траву.

"А я живая. Чего я еще живу?"

 

Гроб поплыла тихо за окном,

А в нем, в горе заломив руки,

Стояла та, которую любил давно,

Та, которую обрек на вечные муки.

 

Ох, Ольга, дождь рыдает за окном.

Твою боль, твою печаль - это было давно.

Прости мне, я так неслучайно

Твоих мыслей теперь листаю повесть:

Когда уже душу измена обожжет,

Некому склониться на плечо.

 

Ученик. А как возник замысел написать поэму Княжий суд"

 

КНЯЖИЙ СУД

Мой князь, играют трубы на заре,

Остановился время на потемневших башнях.

Закон диктуют обычаи старые:

Подсудимая я, а суд тебе принадлежит.

Ты весь в задумчивости. Седая голова,

И взгляд твой не по годам суровый.

Твоя княгиня будто неживая,

Відступниця, а словно убитая горем.

 

Она молчит, а в сердце так жжет,

Такая печаль на личеньку бледном,

Что плюнул бы на титул и честь,

А взял на руки и понес домой.

 

Кричит народ: "Скарай ее за грех!"

Гарцует конь, копыта землю крешуть.

Ты, князь, слушай сердца, а не их,

Поверь ему, оно тебе не соврет.

 

А ты со лба холодный пот зітер,

Поднял важно перст над головой:

- Княгиня и так наказана теперь.

- Она была и является мне женой.

 

Я защищал свой трон и свой удел,

Любил я вас, мои покорные слуги.

А ревностные слезы капали в подол,

А юное сердце хлипало от тоски.

 

И я и не обратил внимания, как прошли лета

И притихла в жилах кровь моя юношеская,

И как любовь, неизведанная и праздники,

В ее душе родилась неожиданно.

Я не Пилат! Я заплатил свой долг,

Мне не стыдно вам смотреть в глаза.

Вы же видите - ее наказывает Бог,

А я ее помиловать хочу.

 

Застыли колокола в вечной немоте.

Княгиня подвела глаза к небу:

- Я вытерплю ужасные мучения те,

- Мне, мой князь, милости не надо.

 

- Рішайся, князю, поруган твой род!

- Не убьешь, посади ее в темницу!

И пусть за ней там застынет следует!

И крикнул князь: "Замолчите, подлые и низменные!

Она мне светила и ночью.

Была тем солнцем, что и на миг не гаснет,

А вы ее в темницу, под ключи,

Те уста и голос тот прекрасный?

 

Слышали ли вы слова ее когда?

Какая безграничная искренность в каждом слове!

Они бы в каждую душу залегли,

Ибо те слова рожденные по любви!

 

Из любви женщины, что напротив вас.

Вы же навесные, как половецкие орды.

Вам странно, что от обиды и оскорблений

Не пошатнулось это гордое лицо".

 

И упали слуги перед ним навзничь,

Подняв руки: "Опомнись, княже!

Женская измена - то недобрый знак!

Она тебе еще и не такое покажет!

 

У тебя, княже, в висках седина,

А эта стоит, как ни в чем не виновата.

Пусть же будет проклята она

Или упадет так же на колени!"

 

Сказал грозно: "На колени? Нет!

Такого глума не діждете сейчас.

Я вам говорю: она жена мне,

Она княгиня, а не рабыня!

 

Вы говорите, что предала меня,

А я готов на колени стать.

Ее пусть эта кара минует,

Она моих маленьких детей иметь!

 

Вы говорите, любовницей была.

То это для нее уже невыносимая рана.

Я хочу уберечь ее от зла -

Мне же она была и есть любимая".

 

И князь заплакал горько, как дитя,

И упала на траву корона княжеская.

Вздохнули райка: "Странная вещь - жизнь,

И кто здесь на какие-то законы укажет?"

He сбылся суд. На чем прибьют печать?

Княгиня мужу слезы вытирает.

Нехорошо судьям - вновь о чем-то кричат,

А кто-то любовника наказать райе.

 

Притихнув люд, и тогда князь изрек:

- Его жизнь - кара уже тяжелая.

- Когда унизит женщину мужчина,

То он никто. Он сам тогда пропащий.

 

Он завтра другой женщине понесет

Свое кощунство и свои подлости.

Пусть его скарає Бог за все.

Мне же пачкать руки неохота...

 

- Мой князь, солнце сияет в вишині,

А ты над солнцем! Ты над ним, мой княже!

Со всех высот ты светишься мне!

Тебе об этом женское сердце скажет.

 

Мы переступим тот трудный порог

К храму, теплом твоим согрет.

Я благодарю, мой князь, сохранивший

Меня для себя в этом жорстокім мире.

 

Вдыхает вечер запах диких роз.

Вершины куполов в золотые пожара.

Ты - рыцарь мой, и спаситель, и муж,

И я теперь лишь тебе принадлежу.

 

Ученица. Чем вызвано сочетание современной темы с древнерусским сюжетом?

Ученик. Был ли прообраз князя? (Ответ автора.) Учитель. Наверное, еще на многие вопросы хотели бы получить ответы десятиклассники, и время наше ограничено. Чтобы хоть немного удовлетворить любопытство школьников, проведем блиц-интервью. В нем могут принять участие все присутствующие; вопросы - самые разнообразные.

- Что Вы больше всего цените в людях?

- Как относитесь к творчеству постмодерных поэтов?

- Талант, по Вашему мнению, это дар Божий или неутомимый труд?

- Когда к Вам приходит Муза?

- Верите ли в любовь с первого взгляда?

- Какие Ваши любимые цветы?

- Ваше хобби?

- Кто может стать Вашим другом?

- Какое время года любите больше всего?

- Посвящаете стихи своему мужу?

- Какие ученики Вам нравятся?

Учитель. Вот такая она - женщина-украинка. Трудности не убивают в ее сердце влечения к красоте, не обедняют переболеної души, а стихи ее трогают, заставляют внимательнее посмотреть вокруг, задуматься над своим местом в жизни. Мы искренне благодарны Галине за сегодняшнюю встречу, за урок - автограф и автограф, оставленный в наших сердцах.

(Снова звучит песня "Мой родной край", учащиеся гости дарят цветы, а она подписывает каждому свою сборку.)