Запоет, засмеется, а на слезы обратит.
Талант Шевченко многогранен: он был и глубоким лириком, и творцом бессмертных лиро-эпических и эпических поэм. Шевченко является автором многих драгоценных жемчужин лирической поэзии. Многие его стихи ушли в народ, стали народными песнями.
Свои стихи он называл "думами", указывая этим словом на родство их с народной поэзией. "Думы" выражают заветные помыслы и стремления. Поэтическое слово автор назначает для трудящихся Украины. Призвание Шевченко видит в том, чтобы быть народным поэтом, ведь и своем сборнике он дал название "Кобзарь", подчеркивая этим органическую связь ее с народной поэзией.
Единение поэзии и фольклора особенно выразительно подчеркнуто в образе Перебенде. Это образ не только народного певца, кобзаря, но и вдохновенного поэта. Народный певец Балагур - старый, слепой носитель народнопоэтических традиций.
Он тесно связан с массами. Поет девушкам на выгоне, парням на ветчину, женатым на пиру, на базаре и т.д. Люди любят его песни, потому что они разгоняют тоску, является выражением народных взглядов на общественную и семейную жизнь.
Одновременно Балагур наделен и чертами романтического поэта. Он, как дважды подчеркнуто в стихотворении, "причудливый", то есть странный. "Запоет, засмеется, а на слезы обратит", "Споет свадебной, а на журбу обратит." Балагур наделен необычайными способностями, он "все знает", "все слышит", его мысль пытается проникнуть в тайны вселенной, она "край света на облаке шишка".
А в часы творческого вдохновения он убегает от людей и свои задушевные песни поет "в степи на могиле, чтобы никто не видел", "чтобы люди не слышали".
В степи на могиле, чтобы никто не видел,
Чтобы ветер по полю слова розмахав,
Чтобы люди не слышали, потому что божье слово,
То сердце по воле с богом разговаривает...
О роли поэта в жизни народа говорится не только в поэзии "Балагур", а также и в других произведениях: "На вечную память Котляревскому", "К Основьяненко", "Гайдамаки".
В поэзии "На вечную память Котляревскому" соловей-поэт поет для сирот, девушек, и от его щебетания "сохнут мелкие слезы". В другой поэзии поэт мечтает писать так, чтобы на "весь мир услышали". В "Гайдамаках" кобзарь поет в боевых рядах повстанцев, вдохновляет их на освободительную борьбу, его песни ведут народных мстителей вперед. Это кобзарь Волох. Певец, который выражает взгляды и стремления народа Репертуар его, как и Перебенде, очень широк, о чем свидетельствует разговор гайдамак: "А мудро поет! Когда не послушаешь, все другое". В своих песнях Волох прославляет борьбу, которую вел народ в прошлом против турок и татар, против польской шляхты. Песни Волоха обращены не только в прошлое, а воспевают и современную ему борьбу, участником которой является он сам, прославляет главаря повстанцев Максима Зализняка. Появившись за несколько часов до начала восстания, кобзарь сопутствует гайдамаков в боях, поет им песни, вдохновляя на подвиги. Образом кобзаря Шевченко подчеркивает связь поэзии с жизнью и борьбой народа, большую силу песни.
Образ Волоха реалистичный, взят из действительности. В объяснениях Шевченко показал: "За гайдамаками ходил кобзарь; его называли слепым Волохом. (Дед рассказывал)". Участие в восстании 1768 года народных певцов и музыкантов, которые исполняли роль вдохновителей, подтверждается историческими данными. Так, в селе Кодне вместе с крестьянами, что восстали, было казнено трех кобзарей и одного скрипача. Возле Канева казнен бандурист Григорий Кобзарь. Волох из "Гайдамаков" был типичным для того времени.
Поэзия для Шевченко очень дорога: это цветы его души, это родные дети его сердца.
Тема роли поэта в общественной жизни многими аспектами перекликается с этой же темой в творчестве Пушкина. Молодой Шевченко формировал свои взгляды на поэта и поэзию под влиянием передовой русской, украинской и польской литературы.