Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей
Конкурс на лучшую творческую работу 2010 года

Автор: Елена Акульшина

«Хозяин» Ивана Карпенко-Карого - образец украинской драматургии XIX в.

В конце XIX в. в Украине происходили большие изменения, начинали свое развитие капиталистические отношения, которые очень влияли на жизнь крестьян, на смену мелким собственникам приходили крупные капиталисты-землевладельцы, которые беспощадно эксплуатировали крестьян ради своей наживы.

Эти новые явления привлекли внимание И. Карпенко-Карого, потому что он видел их разрушительное действие, поэтому во многих своих произведениях он обращается к этой важной темы. Особое значение в литературе имеет его комедия «Хозяин», в которой автор наиболее полно и подробно изобразил новые явления, происходившие на селе в конце XIX ст.

Главный герой - Терентий Пузырь - типичный представитель помещиков-землевладельцев того времени, автор беспощадно высмеивал те негативные черты, которые появились в общественной жизни, смело и убедительно изображая разрушительную действие великой капиталистической машины.

В песи «Хозяин» на главе этой машины стоит мироед, увлеченный идеей наживы. Пузырь много лет жестоко эксплуатирует крестьян-бедняков и благодаря этому становится богачом, у него земли «целое княжество», множество рабочих, которые почти даром работают на него, но он одет в старый залатанный одежду, в которой его даже в банк не пустили, потому приняли за убогого старца. Его рабочих кормят таким хлебом, что и собака не вгризе, и свою семью он не ласкает хорошей едой. Пузырь способен ради богатства на все : на жалкое существование, мошенничество, обман, его девиз - «Хозяйство или смерть!» Он даже не разрешает своей единственной дочери Софии жениться с тем, кого она на самом деле любит, потому что у него нет денег, Пузырь хочет, чтобы ее мужем стал сын богатого помещика, а до чувств ему безразлично. Также его совсем не интересует культурная жизнь, он не знает, кто такие Котляревский, Гоголь.

Подручные Пузыря - Феноген и Ліхтаренко - тоже жили лишь ради обогащения за любую цену, они мало чем отличаются от своего хозяина.

Мы видим, как Карпенко-Карый осуждает помещиков-землевладельцев, высмеивает их на протяжении всего произведения, защищая простой народ, автор сочувствует обездоленным крестьянам фактически они свободны, но эта участь мало чем отличается от крепостничества. Карпенко-Карый очень удачно обобъединяет в произведении ненависть к плачевным помещиков и сочувствие к народу, он сосредоточивает внимание на гражданских вопросах и настроениях, на экономическом развитии народной жизни.

Автор вводит в украинскую драматургию новый жанр - «серьезную комедию», драма «Хозяин» стала самым ярким ее примером. В «серьезной комедии» были отсутствуют развлекательные трюки, а комизм был передан словом, в центре внимания произведения была мысль, которая передавалась в диалоге, разговоре или отдельных репликах.

И. Карпенко-Карый не просто проявляет негативные черты помещика-землевладельца - он раскрывает глубинные причины появления таких пузырей, он рисует и кризис общества, поскольку такие действия Пузыря и его помощников оправдывались и поддерживались, были даже законными, но автор не делает прямых выводов, он их нам передает с помощью изображенных в комедии характеров, ситуаций.

Пьеса «Хозяин» очень отличается от того, что было написано в то время в украинской драматургии, она является высшим достижением, и это подтверждает то, что комедия, поставленная на сцене еще в начале XX века, и до сих пор остается интересной и актуальной.