В конце XIX в. в Украине происходили большие изменения, начинали
свое развитие капиталистические отношения, которые очень влияли на жизнь крестьян, на
смену мелким собственникам приходили крупные капиталисты-землевладельцы, которые беспощадно
эксплуатировали крестьян ради своей наживы.
Эти новые явления привлекли внимание И. Карпенко-Карого, потому что он видел их
разрушительное действие, поэтому во многих своих произведениях он обращается к этой важной
темы. Особое значение в литературе имеет его комедия «Хозяин», в которой автор
наиболее полно и подробно изобразил новые явления, происходившие на селе
в конце XIX ст.
Главный герой - Терентий Пузырь - типичный представитель
помещиков-землевладельцев того времени, автор беспощадно высмеивал те негативные черты,
которые появились в общественной жизни, смело и убедительно изображая разрушительную
действие великой капиталистической
машины.
В п’еси «Хозяин» на
главе этой машины стоит мироед, увлеченный идеей наживы. Пузырь много лет
жестоко эксплуатирует крестьян-бедняков и благодаря этому становится богачом, у него земли
«целое княжество», множество рабочих, которые почти даром работают на него, но
он одет в старый залатанный одежду, в которой его даже в банк не пустили, потому
приняли за убогого старца. Его рабочих кормят таким хлебом, что и собака не
вгризе, и свою семью он не ласкает хорошей едой. Пузырь способен ради
богатства на все : на жалкое существование, мошенничество, обман, его девиз -
«Хозяйство или смерть!» Он даже не разрешает своей единственной дочери Софии
жениться с тем, кого она на самом деле любит, потому что у него нет денег, Пузырь
хочет, чтобы ее мужем стал сын богатого помещика, а до чувств ему безразлично.
Также его совсем не интересует культурная жизнь, он не знает, кто такие
Котляревский, Гоголь.
Подручные Пузыря - Феноген и Ліхтаренко - тоже жили лишь ради обогащения
за любую цену, они мало чем отличаются от своего
хозяина.
Мы видим, как Карпенко-Карый осуждает помещиков-землевладельцев, высмеивает их
на протяжении всего произведения, защищая простой народ, автор сочувствует обездоленным крестьянам
фактически они свободны, но эта участь мало чем отличается от крепостничества.
Карпенко-Карый очень удачно об’объединяет в произведении ненависть к плачевным помещиков и
сочувствие к народу, он сосредоточивает внимание на гражданских вопросах и настроениях,
на экономическом развитии народной жизни.
Автор вводит в украинскую драматургию новый жанр - «серьезную комедию»,
драма «Хозяин» стала самым ярким ее примером. В «серьезной комедии» были
отсутствуют развлекательные трюки, а комизм был передан словом, в центре внимания произведения
была мысль, которая передавалась в диалоге, разговоре или отдельных
репликах.
И. Карпенко-Карый не просто проявляет негативные черты помещика-землевладельца
- он раскрывает глубинные причины появления таких пузырей, он рисует и кризис
общества, поскольку такие действия Пузыря и его помощников оправдывались и
поддерживались, были даже законными, но автор не делает прямых выводов, он
их нам передает с помощью изображенных в комедии характеров,
ситуаций.
Пьеса «Хозяин» очень отличается от того, что было написано в то время в
украинской драматургии, она является высшим достижением, и это подтверждает то, что
комедия, поставленная на сцене еще в начале XX века, и до сих пор остается интересной и
актуальной.