Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПАВЕЛ ТЫЧИНА
Кто он: гений или пигмей? (к творческой личности П. Тычины)

Именно так называлась литературоведческая статья. Стуса о П. Тычину. Почему же такой контраст? Действительно, личность и творчество известного украинского поэта неоднозначны и весьма противоречивы. С одной стороны - «Вы знаете, как липа шелестит», «О панно Инно...», «Рощи шумят», «Посмотрела ясно»Скорбящая мать», «Золотой гомон», с другой - «Партия ведет» и прочие малохудожественные произведения, о которых насмешливые школьники сложили поговорку: «Дыр-дыр-дыр, дыр-Дыр-дыр, мы за мир, мы за мир!»

У писателей, творивших в условиях тоталитарного режима, было три пути: уехать за границу, писать по указке партии или говорить правду по зову сердца и быть уничтоженным не только морально, но и физически. Мы не можем обвинять П. Шест в том, что он не смог противостоять системе и не захотел быть репрессированным. Так сложилась его судьба. Есть. Маланюк, который выбрал первый путь, и всю жизнь тосковал по Родине, писал об этом:

Выли бури истории. Рвали и бросали извечный.

О, ты знал, что тогда не сонеты и октавы, о нет! -

Жестко ярым железом ты пик обормот северное

И клекотала душа твоя в гнівнім, в смертельнім огне.

Вдруг...звякнули вдруг!

И ридально навек лопнуло...

И бездонным обрывом дыхнула пустая луна.

...от кларнета твоего - окрашенная дудка осталась

...в окривавлений Октябрь - понятное обернулась Весна.

Нежный, мечтательный юноша с открытым сердцем, задорный и бодрый, готов выйти с жизнью на бой; суровый реалист с даром предвидения, которого называли «буржуазным националистом» и который оказался между двух враждебных лагерей; а из печально известных тридцатых годов официозный поэт. Такие этапы творчества П. Тычины, показал все тот же ученический фольклор: «А Тычина пишет в конце, и все хуже, и все хуже».

Правда, к чести поэта, в годы Великой Отечественной войны он не обращает внимания на официальное мнение и пишет так, как велит ему собственная совесть. Если записать в хронологическом порядке послевоенные издания поэта, то получается странная картина: «Партия ведет» - «Ку-ку» (детская сборник), «Партия ведет» - «Ку-ку» и т. д. Кое-кто из литературоведов видит в этом факте не простое совпадение, а иронию, скрытый протест писателя против руководства партией всеми сферами человеческой деятельности, среди них и литературой.

При этом всем П. Тычина был деятельным Министром образования, добрым, душевным человеком. Чтобы не подписывать нового правописания, который вредил самобытности украинского языка, П. Тычина даже ушел с высокой должности.

Нам теперь мало понятны те времена, ведь мы привыкли, что средства массовой информации представляют сведения о все и о всех, даже самых высоких чиновников, не очень подбирая выражений или наоборот, находя чувствительнее всего. То же не судімо строго. Мне кажется, если бы Павел Григорьевич написал лишь сборник «Солнечные кларнеты», стихотворение «Памяти тридцати», то и тогда бы он имел право считаться великим украинским поэтом.