Титан Прометей - это герой древнегреческой мифологии. Но он стал любимым персонажем из произведений мирового искусства (литературы, живописи), превратившись в символ неисчерпаемых сил народа, его стойкости в борьбе против врагов, став символом жертвенности во имя победы света, правды и разума.
Ярким доказательством этого является прекрасная поэма Т. Г. Шевченко, эта огненна сатира на захватническую колониальную политику царской России под названием "Кавказ".
В поэме Т. Г, Шевченко оплакивал не только смерть своего друга Якова де Бальмена, но и печальную судьбу угнетенных горцев, свободолюбивых кавказцев, которые не хотели добровольно идти к России, к этой лицемерной тюрьмы народов, где "од молдаванина до финна на всех языках все молчит, ибо благоденствует". Не хотели горцы присоединяться к страны тиранов и людоненависників, в страны с морально деградировавшим правящей верхушкой, смыслом жизни которой была жажда наживы. Эти "суєслови и лицемеры, Господа прокляты!" только на словах исповедуют заповеди любить брата, а на деле дерут с него три шкуры.
Вы любите на брату
Шкуру, а не душу!
Да и лупите по закону, -
смело бросает гневные обвинения поэт.
Что же могло дать свободному народу это загниваюче общество? Разве что "тюрьмы класть, кандалы ковать, как и носит!... и как плести кнуты узловаті". Упоминается и "Сибирь неісходима" как место ссылки тех, кто против воли царя.
И вот этой темной и страшной силе вынуждены были противодействовать народы Кавказа с единственным желанием не потерять волю и не попасть в рабство. Именно за это автор глубоко симпатизирует горцам, веря в их победу:
И вам слава, сині гори,
Льдом окованы,
И вам, рыцари большие,
Богом не забыты.
Борітеся - поборете,
Вам бог помогает!
За вас правда, за вас слава
И воля святая!
Стойкость народа, его мощную сплоченную силу, его непокорность Тарас Шевченко воплощает в образе Прометея, который, кстати, за мифом, и был прикован Зевсом к Кавказских гор. Орел же ассоциативно напоминает двуглавого орла самодержавия. Но не сковать живой души горцев. Народ, который стремится к свободе и борется за нее - бессмертный! Это дает полное право заявлять автору:
Не умирает душа наша,
Не умирает воля.
Наша? Нет, Т. Шевченко не оговорился, имел в виду и свой украинский народ, и все другие угнетенные народы России, к какой бы нации они не принадлежали, потому что слез и кроне здесь пролито столько, что
напоит ...
Всех императоров бы стало.
С детьми и внуками утопит
В слезах удов'іх. А девичьих
Пролитых тайно среди ночи!
А матерніх горячих слез?
А папиных, старых, кровавых,
Не реки - море разлилось,
Огненное море!
Как не трудно Прометею, как не трудно народу-мученику, но самое важное то, что он готов порвать оковы, а не прозябать в рабстве. Вот на что акцентирует автор знаменитой поэмы. Хотя этот непокоренный прометеївський огонь присущ не только поэме "Кавказ". Он вообще является существенным компонентом поэзии Шевченко, является ее душой, сутью. Потому что это не просто стихи, а исторические документы эпохи.