Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Григорий Косынка
Раскрытие общечеловеческих и моральных ценностей в новеллах Григория Косынки

В революционной напряжении социальных страстей, что бушевали Украиной, жил и творил Григорий Косынка. Крестьянский сын, он знал беду, что делила людей на сытых и голодных. Косынка видел противоречия сельской жизни, которые выплеснулись наводнением гражданской войны. Классовая ненависть ослепила глаза и изменила все писаные и неписаные законы. Общечеловеческие ценности, мораль были отброшены как ненужный хлам, и отстаивать их было особенно трудно. Однако талантливое перо Григория Косынки стремилось именно к этому. И поэтому егоновеллистики на удивление проницательная и человечная.
Герои новелл Косынки - это крестьяне, которые не могут выйти за пределы своих представлений о хорошо и плохо. Эти люди лишены возможности выбирать свой путь. Они или бедные и хотят бороться за землю, или богатые и готовы ее отстаивать. Крестьяне Косынки и в быту не могут выйти за рамки узких интересов, даже свадьба для них - это имущественная сделка между семьями. В новелле «За земельку» хмельные дяди на свадьбе без конца напоминают, за что парень девку замуж взял - за земельку. И такая огромная тоска, смешанная с какой-то уж слишком горькой иронией, встает из тех отрывочных строк, что даже в свадебную музыку, кажется, вплетается этот настрой: «За землицу - судьбы не будет, - плачет-тоскует скрипка с кимвалами и смешивает этот плач с пьяными песнями свадебными...» Но кого интересует судьба молодой?..
Однако новую жизнь вносит свои коррективы, и вот уже отец пытается выдать дочь замуж за богатого, а обкрутить с кем угодно - только чтобы с бедным парнем, чтобы спасти хозяйство от раскулачивания (новелла «Помолвку»). Нищая мать парня, вдова, понимая, что никто здесь не почтит ее добрую и работящую ребенка, способна сохранить достоинство и отказать богачу. Его семья, клянучи гордое «голытьбу», впопыхах пытается ночью упаковать и спрятать добро от «реквизиции». В произведении постепенно на второй план отходит момент социальный, уступив место проблеме человеческого достоинства, внутреннего благородства. И степенная семья Петра Рудика «проигрывает» в этом вбогій вдовицы.
Дыхание социальных катаклизмов непосредственно ощущается в новеллах «На золотых богов», «Политика» и «Гармония». В кровавой резне забыт высшую ценность - человеческую жизнь. В новелле «На золотых богов» смерть приходит в бою за классовую идею, и падают в спелые хлеба защитники своей земли, тех небольших ее участков, скроплених крестьянским потом и слезами. «Стоит пшеница потолочена, серпа просит, а они кровью поливают...» И более пепелищем, более зловонными дымами поднимаются причитания матерей, оплакивающих мертвых сыновей, которым бы хлеб и детей растить, а не воевать.
Гражданская война выплеснула озверения на улице, и вот уже по копу проса Смолярчуки готовы насыпать братьям Гандзюченкам «проса в брюхо, как коммунистам продразверстки!» (новелла «Гармония»). Старший брат Василий, красивый и сильный парень, не хочет батрачить, как отец, за копейки, поэтому подбивает младшего забрать ночью копу проса с поля кулака Смолярчука. Он соблазнил брата тем, что купят гармонию, о которой так мечтал младший Гандзюченко.
Наказал их не суд, а стая белых офицеров в волостному канцелярії. их били не за просо, их били через ненависть к вшивой голытьбы, которая гармонию решила покупать не трудом, а воровством». И не просто избит до живого мяса, а избиты под веселые переборы гармонии, чтобы помнили свою любовь к музыке. Зло породило зло: когда наконец полуживых братьев выпустили домой, старший брат попрощался с младшим: «В войско. До большевиков... Или все, или ничего!»
Самое яркое автор утверждает общечеловеческие ценности в новелле «Политика». Даже родственные связи не останавливают людей, которые оказались по разные стороны баррикад. Мусий Швачка, по прозвищу Политика, пришел из Красной армии, стал комнезамівцем и розкуркулив Андриана Кушнира. Эту несправедливость Андриян помнит, хотя позже сестра Марьяны, женщины Мусия, вышла замуж за его сына: «Четвертый час прошел, как вы коммуне быка, спасибо вам, взяли у меня, а я не забыл. Умру - не забуду: грабеж...»
В Сочельник, который имел замирити семью, вспыхнул спор, и лишь голос Марьянину матери поднялся над общей озлобленностью: «Порождения мой дорогой! Сваха! Били коммуну, и она била - давай не будем...» И глаза «налились кровью», и на большой праздник, что мало совместить род, убили Мусия - зарезали в темноте. Наступила испуганная тишина, которую нарушало лишь рыдания Марьяны, а дядя Кушнир, бегая глазами, шептал над телом: «Ничего. Пьяная, сумєстна драка - все. Так нужно говорит».
В творческом наследии Григория Косынки общечеловеческие нравственные ценности утверждаются не декларациями. Рисуя кровопролития, вражду, человеческую ненависть - и подчеркивая трагичность содеянного, автор дает понять, что истинную ценность представляет согласие, любовь, материнство, человеческая жизнь, полная труда и мира.