Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ПАВЕЛ ТЫЧИНА
Ступеньки большого таланта (жизнь и творчество Павла Тычины)

Ты будешь жить не в ганебнім отречении - В железной языке, в железном предложении, -
такие слова написал о Павле Тычине другой поэт.
Все годы советской власти Тычина был признанным поэтом. Его произведения регулярно печатались, он имел высокие государственные награды и литературные премии, семь раз избирался депутатом Верховной Рады, был министром образования Украины в тяжелое послевоенное время и писал множество панегириков о всевозможных «вождей народов», о «счастливой» жизни советских людей, рифмовал пафосные словеса «растим же мы гей», «наши славные пятилетки», «будем, будем бить», «партия ведет» и многое другое. Но все это не должно заслонить от нас чистое золото поэзии - «О панно Инно», «Расскажи, расскажи мне, поле», «А я у гай ходила». В памяти людей осталось и то хорошо, что Тычина делал для людей лично.
Весь официоз Тичинівської творчества - это попытка поэта и человека уберечь себя от повторения страшной судьбы многих художников Украины, которых было уничтожено в сталинских лагерях, ведь и происхождение, и начало жизненного пути, профессии и братьев могли стать причиной ареста и гибели Павла Григорьевича. Позже, в своих автобиографиях, он очень аккуратно подбирает слова, говоря о семье. «Отец мой из низшего духовенства: он был сельским дьячком и одновременно учителем грамоты», - особо подчеркивал Тычина на том, что отец выполнял в селе роль учителя. И действительно, Григорий Тимофеевич Тычина в своем доме собирал сельскую детвору, учил их разным наукам, а вместе с чужими учил и своих детей. Он был музыкально одарен, хорошо пел и своих сыновей поощрял к пению в церкви.
С тех времен священнослужитель мог дать бесплатное образование сыновьям только в бурсе и духовной семинарии. Итак, трое братьев - Михаил, Иван и Павел - начинали свой жизненный путь по «духовной» линии. Позже, в условиях тоталитарного режима, Павел Тычина пишет: «Это только формально я был причастен к богословию, потому что уже тогда не верил в бога». Мне кажется, что это неправда. Он верил в Бога с детства, продолжал верить всю жизнь и искупил свой грех перед Богом добрыми делами: помогал вдовам и сиротам, заботился об учителях и школе, поддерживал молодых поэтов, раздавал практически все свои гонорары и премии голодным детям, тратил собственные средства на школьные библиотеки, учебники и тетради для учащихся.
И как бы не открещивался Павел Тычина от своего прошлого, он не мог не признать, что многие учителя, которые преподавали в духовном училище и семинарии, привили ему любовь к литературе, к языкам, развивали тягу к различным наукам. За что бы не брался Тычина - все у него получалось. Он имел прекрасный голос, хорошо играл на многих музыкальных инструментах, писал музыку, рисовал, увлекался театром, интересовался философией и новейшими достижениями науки, знал много языков. Мне кажется, что иногда он сам настолько удивлялся своим разносторонним склонностям и талантам, что мечтал стать новейшим да Винчи. В дневнике он писал: «Блестят и переливаются полтора-два бока моего алмаза. А мне хочется (и чувствую, что мог бы сделать), хочется тремя-четырьмя сторонами расцвести. Как Винчи».
Но Тычине пришлось жить в стране, где единственным гением был непревзойденный «вождь всех народов» - товарищ Сталин. Павлу Григорьевичу пришлось выбрать что-то одно - и он остановился на поэзии.
Девизом жизни Тычины были слова: «Poeta semper tito (поэт всегда ученик)». Он всю жизнь постигал что-то новое, интересовался и искусством, и наукой, и техникой. Но наибольшего расцвета он достиг как поэт. Уже первые сборники его произведений, которые были изданы в начале XX века, получили самое высокое признание. В. Эллан-Голубой назвал поэта красотой и гордостью новой украинской поэзии. Рецензент и литературовед Я. Ивашкевич писал в 1922 году: «Украинская литература в лице Павла Тычины получила гениальную личность». М. Коцюбинский достоинству оценил и поддержал поэтический талант Тычины. Не вина, а беда поэта была в том, что в годы тоталитарного режима, как сказал поэт-эмигрант Евгений Маланюк, от его первых «Солнечных кларнетов» одна окрашенная дудка осталась.