Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Светлана Лахвич

Трагедия женщины-матери в украинской литературе 20-50-х годов ХХ века - литературоведческое эссе

В этих временных рамках трагедия женщины-матери представлена двумя образами, а именно это Мать и Мария из одноименных произведений М. Волнового и В. Самчука.

Я считаю эти два образа самом деле трагедійними. Причинами этой трагедии есть как внешние (в большей степени), так и внутренние факторы. Они (эти образы) являются обобщенными, и, собственно, в том их сходство: Мать - обобщенный, типичный образ женщины-матери, которая теряет (не эта физическая потеря) сыновей, благодаря Первой мировой войне, которая принесла всем матерям горя, которое может равняться лишь до Второй мировой и до Голодомора 1932-1933 лет; Мария - обобщенный образ ребенка, девушки, женщины-матери 1932-33 годов, а также это и символический образ обездоленной Украины в целом. Итак, к внешним причинам трагедии относим, не зависящие от наших героинь, черные страницы истории Украины (и война и голодомор) и не менее черные страницы истории мира (война). Вопрос «что могла сделать бедная мать, чтобы помочь этому горю» является риторическим, ведь ответ прозрачная...

У Волнового Мать теряет обоих сыновей, которым глаза закрыла война. Они принадлежат к разным лагерям, они потеряли всяческий здравый смысл, их души пленила «идея»... Какая то идея?! А такая, что в результате приводит к трагедии нашей Матери, что сводит братову руку с саблей на брата, что вызывает раскол общества в целом, и каждой личности отдельно. Почему так случилось? У сыновей ее не было жестокости в характере, не было и агрессии в поведении. Где же потом взялась такая лютая ненависть? Она пришла вместе с «идеей».

У Самчука мать теряет сына, у которого в характере уже были негативные черты: он был ленивым, не слушал матери, ее поучений. И вот он (Максим), захвачен так же «идеей», становится большевистским палачом, глумится над извечной народной моралью, разрушает святые храмы, убивает своих соотечественников, попирает национальные корни. В образе Марьина сына отражена суть разрушительного антигуманного большевизма, коммунистического псевдомісіанства.

Героиня стремится к счастью. Для Марии это - радость детства (когда есть любящие отец и мать), взаимная любовь, семейное счастье (жизнь с любимым мужчиной), радость материнства, достаток, труд на своей земле. Для Матери же это - окончание войны, ведь тогда вернутся к ней ее соколы. Возвращение детей для нее - недостижимая мечта, полна надеждой.

Но нет! Не быть тому счастью! Сыновья хоть и возвращаются, и не до нее, не до тепла маминых рук и сердца, а до места, где их «идея» материализуется. Они не бросаются в мамины объятия, не жалеют и не жалуют ее, а грубо и холодно пытаются виудити в нее какую-то информацию о месте нахождения брат брата.

Все Марии, мечты о счастье в действительности мгновенные. Семейные трагедии, обусловленные ужасным временем, порождают несчастье и горе. Умирают родители, дети от первого брака, от голода в немецком плену погибает сын Демко, деморализуется расхристанная душа Максима... Суждено Марии выпить свою чашу сполна: она ощутила настоящее счастье, испытала и тяжелой скорби; и чем больше было счастье, тем больше и страшнее была катастрофа. Ее жизненный путь, как я уже отмечала, это - судьба всей Украины, каждой матери в годы старшего национального горя.

У Матери же (по сюжету) не было счастливых моментов. Считаю, что это обусловлено во-первых жанру (рассказ не предусматривает детализации, расширенного сюжета), а во-вторых замыслу автора, который заключался в освещении последствий войны, ее значение в судьбе простой женщины-матери.

Горе любой матери (понятно, что отца тоже) заключается еще в том, что она переживает, как говорят в народе, своих детей. Этот факт мы видим усиливает горе Марии. А Мать поступает по-другому, она не хочет видеть неминуемой смерти своих сыновей, поэтому решает броситься под сыновнего ножа (именно броситься, ведь ее поступок считаю отчаянным), чем, возможно, спасти второго сына. А спасет - это уже другой вопрос...

Следовательно, эти две типичные судьбы никак нельзя назвать счастливыми. Они, безусловно, является очень трагическими, к тому же еще и типичными, что еще больше усиливает этот трагизм...