Романтизм как литературное течение возник в начале XIX века, но восстановился через сто лет в обновленной форме-неоромантизма. С самого начала главными темами романтизма были противопоставление мечты и действительности, будничного и героического, чрезвычайного. Романтики изображу валы исключительные, особые характеры, раскрывающиеся в чрезвычайных обстоятельствах, но если собственно романтизм часто грешил отрывом от действительности, стремлением изобразить экзотические и даже фантастические ситуации, обрисованные причудливыми, контрастными и яркими красками, представители неоромантизма описывали теми же средствами действительность первой половины ХХ века, насыщенную реальными революционными преобразованиями, войнами, борьбой. Большие, чрезвычайные события происходили на глазах поэтов и писателей, их не надо было переносить в потусторонний мир, историческое прошлое или в далекие страны. Более того - значительная часть художников непосредственно участвовала в борьбе, а не только воспевала борцов, что, естественно, создавало реалистичность через истинное знание темы.
Начало любой исторической бурной эпохи невольно пробуждал в людях мечты и надежду, требовал не только рационального, но и эмоционального трактовки того, что происходило. Но, кроме большей приближенности к действительности, неоромантизм имел еще одно существенное отличие от течения-предшественника: политическое зумовлення, что разбросало эстетически близких художников по разным лагерям - "революционной романтики", идейно основывалась на своеобразном месіанізмі мировой пролетарской революции, и неоромантизма национально-освободительной борьбы, что приобрел расцвета чуть позже: накануне и во время Второй мировой войны.
Особое место занимает в этом направлении "Пражская школа" украинских писателей, участниками которой были такие яркие художники, как Евгений Маланюк, Олекса Стефанович, Юрий Драган, Олег Ольжич, Юрий Липа и Елена Телига. Неоромантические основы усиливались у этой группы синтезом символістичних, импрессионистичности и реалистичных средств поэтического творения.
Творчество А. Телиги выделялась среди творчества других представителей "Пражской школы" особой темой, которую можно назвать "любовь и борьба", или "мужчина и женщина в борьбе". Этот мотив возник не случайно: его позвала к жизни биография самой Елены Телиги. Эта женщина, в детстве не знала даже украинского языка, после женитьбы стала одним из выдающихся деятелей украинского национально-освободительного подполья и погиб в борьбе с немецким фашизмом. Кто сказал, что большие чувства остались в далеком прошлом? Любви привело О. Телигу к борьбе, и осталось в ее творчестве навсегда.
Ее стихи имеют автобиографический элемент, но не сводятся к автобиографии. Скорее это размышление над ролями мужчин и женщин, что пристали к борьбе, которые, по мнению А. Телігі, не одинаковые: Потому что мы женщины. У нас душа колодец,
Из которой вы пьете: соревнуйся и крепись. Иначе говоря, по ее мнению, предназначение женщины - морально поддерживать мужчин-борцов, вдохновлять их на борьбу, а уже потом принимать в ней участие лично, ибо сама жизнь не позволяет со спокойной совестью ограничиваться хозяйством и обычными "женскими обязанностями":
Что нам счастье сладких привычек В неизменных объятиях дома - Может завтра уже нас отзовет Канонада грозного грома. Мужчины должны быть первыми, их дело - открывать новые пути и становиться к бою, быть первопроходцами борьбы, подавать пример. И это не означает, что женщины остаются пассивными:
Мы же, радостью жизни вас напоив до краев - Без металлических слов и без вздохов бесполезных По вашим же следам пойдем хоть на смерть! Следовательно, разграничение ролей, но одновременно и единство во имя общей идеи - освобождения Родины. Борьба почти такая же, но другая: в ней меньше жестокости, больше жертвенности и вдохновения, меньше крови и больше мечты, романтики в лучшем смысле этого слова, больше света. Этим, в первую очередь, и привлекает поэзия Елены Телиги: чувственная, эмоциональная, но лишена чопорности и "вздохов бесполезных". Не каждый способен сохранить гуманность в водовороте борьбы, но Телиге это удалось.
А душа кланяется просторам, I земли за светлую радость - жить! Видимо, именно такая борьба, сверхзадачей которой является не только величественные осуществления, а жизнь, прекрасное и светлое, достойна того, чтобы существовать в душах людей. Поэтому не надо забывать, обращаясь к поэзии национально-освободительной борьбы, о стихах Елены Телиги, как о гуманности, сохраненную во времена непримиримості и вынужденной жестокости. Никогда не стоит забывать о свет и радость жизни.
|
|