9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРЕВОДНАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Библейские сюжеты и мотивы в украинской и мировой литературе
Библия - величайшая книга человечества, которая содержит заветы Бога людям для осознания их греховности и спасения души.
В библейских образов, мотивов и сюжетов во все времена обращались писатели разных стран. В XIII-XVIII веках не было художника, который бы в своих произведениях не обращался к Библии. Не потеряла эта Книга книг своего значения и в более поздний период. Библейские образы и мотивы питали творчество и вдохновляли на новые произведения Г. Сковороду и Т. Шевченко, Данте и Шекспира, П. Кулиша и В. Пушкина, Лесю Украинку и Ч. Айтматова.
Философ и просветитель Григорий Сковорода называл Библию своей «возлюбленною невістою» и отмечал, что именно в духовном браке с Книгой книг родились лучшие его произведения.
В Библии обращался и Тарас Шевченко. Из нее он брал высказывания (как эпиграфы к произведениям «Сон», «Еретик», «Большой погреб»), мотивы, которые по-своему переделывал. Такой переработке подверглись десять псалмов Давыдовых. В сорок третьем псалме читаем:
Смирилася душа наша,
Жить тяжело в оковах!
Восстань же, Боже, помоги нам
Встать на ката снова.
В сто тридцать втором псалме художник устремляется мыслью в далекое будущее, в котором все люди будут равны, будут жить, как братья. Наиболее Полно Т. Шевченко сказал о том, каким представляет новое общество, в поэзии «Исаия. Глава 35», использовав пророчества Исаия, автора одной из книг Библии.
За перепевы библейских псалмов брались П. Гулак-Артемовский, Лина Костенко, Дмитро Павлычко. Библейские сюжеты развивались Иваном Франко в поэме «Моисей», Лесей Украинкой в драмах «В катакомбах» и «Одержимая».
К неисчерпаемому источнику Библии, к ее вечных тем и образов обращались Бы. Пастернак в романе «Доктор Живаго» и Бальзак в произведении «Иисус Христос во Фландрии». Очаровывает нас яркими картинами воплощение вечного сюжета «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Почти сорок лет работал польский писатель Г. Панас над романом «Евангелие от Иуды», в котором Христос изображен человеком, но высшей породы и природы, носителем особых способностей. Далеки от идеальных христианских отношений события изображены в романе «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго. Творении тесно соединены красота и уродство, добро и зло. Равноправным героем произведения является собор, который воплощает идею добра, справедливости, любви, который является немым свидетелем трагических событий и одновременно символом возможности возвращения людей к вечным цінносте!:.
Сюжеты и образы Библии имеют символическое значение, к ним, думаю, еще долго будут обращаться художники разных стран, отыскивая ответы на вечные вопросы о добре и зло, смерть и бессмертие, любовь и ненависть.
|
|