Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Роксолана

Реферат "Загадка жизни и смерти Николая Гоголя"

Знаю - имя мое после меня будет счастливее меня.
Н. В. Гоголь



Вряд ли много людей знает о загадочные события, связанные с рождением выдающегося писателя. Предлагаем вашему вниманию неизвестные факты, версии и, возможно, разгадку тайн Гоголя.

Как это не странно, но причиной рождения Гоголя была болезнь его отца. В истории встречи отца и матери Гоголя не обошлось без Божьего провидения и чудесного исцеления. Отец Гоголя, Василий Гоголь, болел лихорадкой. Болезнь долгое время не отпускала и Василий Гоголь поступил так, как обычно совершали украинцы в 19 веке - обратился к сверхъестественным силам.

Он направился в село Ахтырка, Харьковской губернии, где в церкви находился чудотворный образ Божией Матери.

В ночь после той молитвы Василию Гоголю приснился сон. Вот как рассказывал о нем отец Гоголя: „Я был в том храме, где молился. Вдруг царские врата отворились, и появилась царица в Порфирі и короне и начала говорить мне: ты поправишься и женишься, и вот твоя жена...”. Царица подняла руку и круг ее ног появился маленький ребенок, лицо которой запомнилось Василию. Василий проснулся здоровым. Прошло время и сон начал забуватись. Однажды, когда Василий уехал с родственниками в город Яреськи, где была ближайшая церковь, он познакомился с женщиной по фамилии Торощинська. Вместе с Торощинською была ее племянница, как две капли воды похожа на девочку из сна. С тех пор Василий Гоголь пытался видеться с девочкой Машей как можно чаще. Он был старшим по Марийку на 13 лет, и всех удивляло, что взрослый человек может целый день играть с маленьким ребенком в куклы.

Василий Гоголь дождался, пока Машеньке исполнится 13 и обручился с ней. Через год Василий и Маша поженились. И наделять молодых счастьем судьба не спешила.

До рождения Николая Гоголя его мать, Мария Гоголь беременела шесть раз. Четыре раза у нее происходили выкидыши, двое детей появились на свет до Николая Гоголя, родились мертвыми.

Возможно, что Василий Гоголь не понял своего сна, или же умышленно не захотел понять?

Чтобы у Василия не осталось сомнения, что сон вещий, ему вернули здоровье. За то время, когда Василий Гоголь ожидал, пока Мария вырастет, сон несколько раз повторялся. И он не обратил внимания на предупреждение. Его захватила противоестественная страсть к ребенку.

Василий старший Марии на 13 лет .

Они обручились, когда Марии исполняется 13. На семью Гоголя ложится проклятие. Мария рождает мертвых детей. Супруги Гоголей в отчаянии. Чтобы спасти еще не родившегося ребенка, семья Гоголя переезжает в село Сорочинцы, поскольку там живет известный врач Трохимовский.

Мать Гоголя Мария считала, что над домом Гоголя-Яновских лежит проклятие из 12 детей, которые родила Мария выжило только 4 девочки и два мальчика Николай и младший брат, который умер в возрасте 9 лет. Исследователи считают, что проклятие тут ни к чему Мальчики в семь”й Гоголя умирали через слабые гены отца. Поэтому, когда мать почувствовала, что беременна, решила бороться с годом с помощью веры. В Диканьке в Кочубеевской церкви, когда хранилась икона Николая Чудотворца. Сегодня эту икону уже не найти, во время революции она пропала. Но обстоятельства появления этой иконы остались в документах. В вниз написано, „... Что у лисина юго-западе от Диканьки сразу после грозы люди увидели, что появилась икона Николая Чудотворца. Они принесли и передали икону сельской церкви, но прошло немного времени, как икона чудесным образом исчезла из церкви и появилась на том же месте , где ее нашли. Тогда же приняли решение о строительстве на этом месте церкви. Об этой иконе ходили хорошие отзывы. Поэтому мать Николая, пешком каждый день ходила на богомолье в Диканьку , а это около 13 километров и часами стояла и вымаливала жизнь своему ребенку. Мария дала обет: если родится сын, назвать его Николаем, в честь чудотворной иконы, которая называлась Николаем Диканьским. Она также просила священника Диканьки молиться до тех пор, пока не дадут ему знать о счастливом рождении ребенка и не закажут благодарственный молебен.

Николай родился 1 апреля 1809 года. А с Диканькой у него остался какой-то мистическая связь . Он очень часто возвращаясь из Петербурга даже не заходя домой, с порога просил запрячь лошадей и ехать в Диканьку....

Борьба двух сил, светлой и темной, началась еще до рождения писателя. С приходом ребенка в наш мир она становится еще более ожесточенной. Маленький Николай балансирует на грани двух миров. Позже, в зрелом возрасте он напишет: „Я помню: я ничего в детстве не чувствовал, я глядел на все, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне. На все я смотрел беспристрастными глазами, я ходил в церковь потому, что мне приказывали или носили меня; но, стоя в ней, я ничего не видел, кроме риз попа и противного рева дячків. Я крестился потому, что видел, что все крестятся...”

Увидев, что с каждым днем ребенок ведет себя все более странно, отец Гоголя на выдерживает и рассказывает о своих снах жене. Женщина напугана. Она не в силах держать это в секрете, и как только Николай Гоголь дорастает до возраста, в котором может понять сказанное, рассказывает ему все. Этот рассказ, услышанный в детские годы, удерживает Гоголя от падения в пропасть сатанинства протяжении всей жизни. В 1833 году он пишет матери письмо, которое подтверждает эту гипотезу.

„Я четко помню этот случай, вы так красиво и так понятно рассказали мне, ребенку, о страшном суде, так трогательно рассказывали о благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешников, что это тронуло и разбудило во мне чувственность. Это заронило и вызвало как следствие во мне самые высокие мысли”.

И рассказ матери разбудила не только высокие помыслы, но и страх, что преследовал Николая на протяжении всей жизни.

Нехотя, она наносит ребенку страшную психологическую травму, от которой он не сможет оправиться до конца своей жизни. В нем поселяется страх и, возможно, именно в этом страхе мы обязаны появлению на свет мистических произведений Гоголя.

Родовое имение - село Васильевка. (В далеком прошлом Васильевка - родовое поместье Лизогубов. Татьяна Семеновна Лизогуб, взяв брак с Афанасием Демьяновичем Гоголем - дедом Николая Васильевича Гоголя, 1781 года получила от отца хутор Купчинский, который впоследствии переименовали в Васильевку в честь отца будущего писателя.

Недаром говорят, что гениальность - это как молния, сгусток энергии талантов нескольких поколений и смешение крови разных национальностей.

Николай Гоголь по линии его бабушки со стороны отца Татьяны Лизогуб был кровно связан со знатными казацкими родами Украины времен гетманщины. Он был потомком наказного гетмана Михаила Дорошенко и Правобережного гетмана Петра Дорошенко, потомком наказного гетмана Якова Лизогуба и Левобережного гетмана Ивана Скоропадского. Он внук секунд-майора Афанасия Гоголя-Яновского и офицера лейб-гвардии Измайловского полка Ивана Косяровского. По женской линии - поріднений с Мазепой, Павлом Полуботком и Семеном Палием.

В экспозиции музея есть копия «Послужного списка А.Д.Яновского» за 1788 год. В нем сказано, что дед Николая Гоголя родился в 1738 году. Выходец из польской шляхты. Окончил Киевскую духовную академию. Свободно владеет пятью языками: русским, латинским, греческим, немецким и польским. Служил в Генеральной военной канцелярии на должности полкового писаря. (Сегодня это соответствует должности начальника штаба воинской части полка.)Вышел в отставку в звании секунд-майора.

Впервые фамилия деда писателя с приложением «Гоголь» появилось в «Дворянской грамоте», которую он получил 15 октября 1792 года. До этой книги записывали только коренных дворян, а не тех, кто получил это звание за военные, государственные заслуги или за нобілітацією 1661 года.

Ученые умалчивали польские корни Николая Васильевича. В родном доме в гостиной висел польский герб рода Яновских. Ольга Васильевна, младшая сестра писателя, говорила, что Танські тоже выходцы из Польши. Все они были офицерами и служили в кавалерії.Прізвище Гоголь носила мать деда гения. Чтобы его сохранить, дед стал именоваться Гоголь-Яновский.

У него в роду было много литературно одаренных людей. Его мама, Мария Ивановна, вела обширную переписку со многими писателями. А род Шостак, бабушки Гоголя со стороны матери - Марии Ильиничны, происходил от татар, род прабабушки Щербак - от россиян. Предки гения - Дорошенко, Скоропадские, чьи имена указал дед гения в документе 1788 года.

Однако гений, чьи предки со стороны отца приехали в Украину из Польши более чем за сто лет до его рождения, всегда чувствовал себя украинским писателем. Работая за границей много лет, он неизменно во всех анкетах в графе национальность писал - «украинец».

Следует подчеркнуть, что в семье Гоголя все говорили на родном украинском языке!

. А тем, кто огульно обвинил писателя в предательстве родного языка, Гоголь коротко и ясно ответил еще в 1830 году в письме к своей матери: «Я буду писать на иностранном языке!» Не великоросійською языке, как принято было тогда говорить, а именно на иностранном.

Гений Николая Гоголя по крови и по языку принадлежит трем великим государствам - Украине, России и Польше

В Васильевке он провел первые десять лет жизни, унаследовав от отца, Василия Афанасьевича, чувство юмора, талант рассказчика, любовь к театру. Мать, Мария Ивановна, горячо верила в талант сына. Десяти лет Николая Гоголя отправили к Полтавского уездного училища.)
Двенадцати лет Гоголя привезли в Нежине гимназии высших наук, которую еще называли лицеем. Вместе с Гоголем учились Нестор Кукольник, Евгений Гребенка - будущие поэты. Здесь он сдружился с Александром Дашлевським, будущим писателем, и другими. Украина стала для него началом жизни и творчества. Здесь впервые он вышел на сцену, сыграв роль очень старого деда, написав пьесу из украинской жизни. Нежин стал духовной и творческой колыбелью писателей. В гимназии Г. Гоголь погрузился в мир давньоїукраїнської истории, народных обычаев и устного народного творчества, с которыми знакомился не только из печатных источников, но и на ніжинськибазарах, в пригороде Магерки, где было у него много знакомых. Позже нежинские типы, отдельные сценки вошли в бессмертных произведений писателя. В Ніжені М. Гоголь написал свои первые литературные произведения, публикуя некоторые из них в рукописных журналах и альманахах. Здесь родились его стихи «Италия», «Новоселье», «Непогода», «Две рыбки», «Битва при Калке», поэма «Ганц Кюхельгартен», сатиры «Насмешнику некстати», «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», драматические произведения. В гимназии формировался и набирал силу гений будущего великого писателя.

Литературно-музыкальная культура родной земли находило свое проявление в воспитательной практике бабушки Татьяны Семеновны, маминой мамы. Любовь к языку, чувство слова закладывались у юного Николая Гоголя уже с детских лет. Впоследствии он увлечется собиранием украинских народных песен, пословиц и поговорок, готовить материалы к украинско-русского словаря. Позже он так писал об украинскую песню: «Если бы наш край не имел такого казны песен, я бы никогда не понял истории его, потому что не понял бы прошлого...» «Моя радость, жизнь моя! Как я вас люблю! Что все холодные летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими, живыми летописями! Как мне помогают в истории песни!..» «Это народная история, живая, яркая, красочная, правдивая, раскрывающий всю жизнь народа». Еще в студенческие годы, глубоко проникаясь социальными неурядицами, внутренне сопротивляясь самым разнообразным проявлениям зла, болея за всю страну и свою «милую Украину », Н.гоголь настраивался на такую деятельность, «чтобы быть по-настоящему полезным для человечества». В целом же все творчество великого писателя были направлены на «очищение сердца», «понимание сердцем», чтобы достичь хоть какого-то подобия общественной гармонии. «Я пылал неугасимым стремлением сделать жизнь свою нужной для блага государства, я жаждал принести хотя бы минимальную пользу. Тревожили мысли, что я не смогу, что мне перепинять путь, нанеся мне глубокого сумму. Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не терять, не сделав блага», - писал горячо настроен на самопожертвование юноша.

Не случайно, видимо, в Ніжені установлен первый памятник Гоголю, созданный еще в 1881 году талантливым украинским скульптором Парменом Забілою, открыт первый музей Гоголя, собранный в стенах лицея студентами Историко-филологического института под руководством преподавателя П. А. Заболожського.)
По-настоящему М. Гоголь познал Киев уже после Петербурга и Москвы, хотя бывал в этом городе еще в 1827 году. Когда в Киеве в 30-е годы XIX века открывается университет, благодаря усилиям Пушкина и Жуковского назначают ректором украинца М. Максимовича, вторая Гоголя, ботаника и фольклориста. По просьбе автора "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Пушкин ходатайствует о предоставлении Гоголю кафедры всеобщей истории. Полон планов и мечтаний, Гоголь уже планирует писать историю Украины и вдохновенно пишет Максимовичу: "Туда, туда, в Киев, в древний, в прекрасный Киев! Он наш..."
Однако вопрос о назначении Гоголя в Киев так и не был решен. И Николай Васильевич бывал в Киеве, любил гулять по его улицам, часто бывал возле Андреевской церкви и в Печерской лавре. После пребывания в Киеве Гоголь переработал "Тараса Бульбу". С городом связана и вторая жемчужина гоголевской прозы - "Страшная месть". Последний раз он был в Киеве 1848 года.)
Впервые М. Гоголь побывал в Одессе перед последним приездом в Киев 1848 года. Он возвращался из Иерусалима на Родину морем вместе с российским консулом в Сирии К. М. Базілі, своим ліцейським приятелем. Константин Михайлович Базілі - один из тех выпускников Нежинского лицея, которые вместе с Гоголем составляли его гордость. Сын греческого патриота, который под угрозой смертной казни сбежал в Одессу, Базілі стал не только выдающимся российским дипломатом, но и ученым-полиглотом, специалистом по Ближнему Востоку, человеком широкого мышления. Общением с этим человеком М. Гоголь всегда дорожил. Второй раз писатель приехал в Одессу, чтобы провести здесь зиму 1851 года. Здесь он сдружился с актерами местного театра. Тепло Одессы согрело его, вселило надежды на завершение работы над вторым томом "Мертвых душ". И Гоголь весь погрузился в эту работу. В Одессе до сих пор сохранились дома, где находился Гоголь. Итак, с Украиной связано не только детство Гоголя, его юность, но и годы зрелости. С Украиной связана практически все творчество М. Гоголя.)

В 1828 году Н. гоголь переезжает в ПетербургаТам в 1829 г. он публикует свое первое произведение - поэму «Ганц Кюхельгартен». Через год в журнале «Отечественные записки» появляется повесть «Басаврюк, или Вечер против Ивана Купала», первая из цикла „Вечера на хуторе близ Диканьки”

Из Петербурга он пишет письма домой и просит Мать собрать для него мистические верования и различные легенды крестьян. Мать высылает ему по несколько писем в месяц. Собственно, на основе собранных матерью легенд Гоголь пишет свои страшные рассказы. В названиях постоянно фигурирует Диканька.

Гоголь пересказывал легенды своим друзьям из Петербурга. Знакомые отмечали „этот малоросс очень впечатлительная натура " и предостерегали - не стоит играться с такой мистикой.

Эта книга принесла Гоголю славу, но тайное послание, которое вложил в свое произведение, так и осталось неразгаданным.

Ночь перед Рождеством... По суевериям это время принадлежит нечистой силе . И собственно в эту ночь она особенно сильно беспокоит христиан. С появлением первой звездочки на небе во время Рождества всякая нечисть надолго пропадает. Так считали все пока мир не узнал о фантастических приключениях Гоголевських персонажей в его повести

„Ночь перед Рождеством или вечера на хуторе близ Диканьки”.

На первых взгляд это лишь красивая Рождественская сказка, если бы не одна деталь, писатель ввел в свою сказочную рассказ реальных персонажей - казаков, которые пришли на аудиенцию к императрице, но по сюжету так и не успели ни о чем ее попросить.

На развитие событий появление казаков не подействовала никак. Они исчезают со страниц повести точно так же как и появились. Но в книгах Гоголя не бывает случайных персонажей. Значит в своей Ночи перед Рождеством... писатель попытался закодировать, какой-то тайный смысл.

Еще во время учебы в Ніжені Гоголь начинает собирать Легенды предания казацких времен. Заводит тетрадь, в которую записывает чувстве легенды от старожилів.Ці легенды будущий писатель читал своим друзьям-гимназистам и делился с ними мечтой написать правдивую историю казачества. С этой мечтой Гоголь уехал в Петербург. Но в эти времена существовала единственная официальная версия Украины-Малороссии согласно которой историки называли казаков виходцями с Кавказа, а про Запорожскую Сечь говорят : "...запорожцы сохраняли свою суровость и невосприимчивость пращуров, не дорожили жизнью в сражениях и в конце концов своими постоянными предательствами вызвавшим праведный гнев Российских самодержцев".

Это произошло в одну из ночей в Петербурге. Уже после выхода „Вечеров близ Диканьки” писатель выразил желание написать историю Украины в 6 томах.

Из этой работы осталась только одна статья: "...казаки сотворили чудо - превратили мирное славянское поколение в воинственный народ и этот народ стал уникальным явлением в европейской истории. Казалось, существование этого народа будет вечным...".

За свою жизнь Гоголь так и не дописал историю Украины, а все черновики сжег в деприсійному состоянии вместе со вторым томом „Мертвых душ”

Гоголь был разочарован такой трактовкой истории он знал другую историю и мечтал рассказать о других запорожцев.

Но как рассказать Петербурга о казачестве, если каждую книгу перед выходом читает цензор. Чтобы обойти цензуру он пишет мистическую историю. Закодувавши историю в сказке под названием „Ночь перед Рождеством...”

Гоголь надеялся, что внимательный читатель сможет увидеть присховане в сказке.

После Вечеров на хуторе близ Диканьки к Гоголю пришла слава, но он сам изменился. Часто жаловался друзьям на свои страхи и мистические предчувствия. Боялся умереть молодым. Ему хотелось писать о реалбні события, но на бумаге каждый раз возникали мертвые невесты и страшный потустороннійсвіт. В это время он пишет „Я стою в бездействии, малого не хочется, большое не придумывается".

Николай Васильвич Гоголь и не подозревал, что своей книгой он начал для себя очень опасную игру. Мог ли он тогда знать, что мистика сыграет с ним роковую роль в его жизни.

В черновике Гоголя была уникальная легенда он даже старался избавиться от ее .

Измученный он приезжает домой там он созывает крестьян и просит насыпать среди поля большие курган - будто для лучшего видения окружающей красоты. Но через полдня работы он передумывает. К этому моменту уже был насыпан большой курган, а вокруг выкопана яма. Гоголь рассчитался с крестьянами и отпустил їх.Коли вернулся один из крестьян, то увидел, что яма засыпана. Собственно крестьяне считают, что именно тогда Гоголь закопал одну из своих рукописей. После революции про эту легенду узнали Петербургские ученые и до места кургана была направлена экспедиция для проведения работ по отыскания рукописей. На их здивувавння они застали ровное поле...

Так же мистически исчезла коллекция предметов из дома Гоголя, его мать собирала в Диканьке и отсылала писателю во время написания „Вечеров на хуторе близ Диканьки”

После начала Великой Отечественной войны была эвакуация и все личные вещи Гоголя были упакованіі сложены в отдельный вагон. Во время эвакуации вагон исчез, и никто следов не было найдено.

Жители Диканьки и до сих пор верят, что все персонажи жили на самом деле-Вакула, Солоха. Ученые доказывают, что только один Гоголевский персонаж существовал на самом деле. Это казак Пацюк, которому вареники сами прыгали в рот. Пащенко

Особыми способностями он не обладал, был маленького роста, но был сильный.

Гоголь знал , что Диканька была казацким селом. Поздней осенью сюда возвращались казаки. Они жили отдельно от крестьян и имели навть свою церковь. Но то что действительно отличало казаков от крестьян было странным.

Например во время набегов врагов Диканьские казаки умели отвращении же исчезнуть вместе с женщинами и детьми. Долгое время это считалось всего лишь легендой, но совсем недавно ученые нашли отгадку этой легенде.

Все началось с того, что крестьяне начали жаловаться на провалы весной или после дождей земле. Когда ученые исследовали оказалось, что Диканька стоит на рукотворном городе. А коридоры тянутся на десятки километров.

Казаки держали в секрете существование подземных путей. Поэтому крестьяне считали, что среди казаков есть характерники и черти а их женщины ведьмы

Гоголь старался замаскировать истинную историю уничтожения Запорожской Сечи веселой Рождественской мистикой . А популярность своей книге он запезпечив одним названием Диканька.

Оказалось, что во времена Гоголя это было не просто село, а ризиденція имперского канцлера Виктора Кочубея. Путешествуя по Украине здесь останавливалось не одно поколение русских царей. Поэтому о Диканьку в Петербурге знали все.

На въезде в Диканьку гостей встречала триумфальна арка. ВасильКочубей построил ее специально для встречи царя Александра И. Арка должна была символизировать победу над французами.

Петербуржцам было хорошо известно о роскоши в Диканьке. И тут появляется книга никому неизвестного на то время автора Николая Гоголя „Вечера на хуторе близ Диканьки”. Любопытство публики была настолько большой, что весь тираж книги был раскуплен за несколько недель.

22 летний Гоголь все рассчитал правильно само слово „Диканька” стало рекламой. Ведь дворец в Диканьке для приема высоких гостей не уступал никаким известным в российский империи дворцям. Он имел 101 комнату , а в длину был больше чем 500 метров. В нем была картинная галерея, танцевальный зал, молельная комната для православных и даже тайная мечеть.

Что же все-таки Гоголь старался замаскировать, скрыть от цензуры? Конечно это правдивую историю свержения войска запоріського.

Через несколько месяцев после встречи императрицы Екатерины II с казацкими послами приказ прознищення войска Запорожского Екатериной II был подписан. Так закончилась настоящая история аудиенции запорожцев у Екатерины II. Но Гоголь написал об этом так сказать другими словами..

В июне 1775 года царские войска окружили Запорожську Сечь и вынудили сдаться. Запорожцы сопротивления не оказывали. Они до последнего момента верили в то, что это какая-то ошибка и императрица об этом не знает, а как вспомнит то сразу же все изменит она же дала им гарантию. Казаки сопротивления не оказывали том мощнейшая стена была взята без единого выстрела. А Екатерина этого же года в манифесте сказала: „Запорожская Сечь уничтожена полностью и навсегда” И даже само название Запоріжські казаки не стоит вспоминать.

Николай Гоголь знал об этом запрете. Но он гордился своими предками казаками и больше всего хотел рассказать как их уничтожили, не в бою, а одним росчерком пера.

Когда запорожцы прибыли на аудиенцию К Екатерине II она была влюблена в своего нового фаворита Григория Потемкина и, собственно, он сопровождал казаков на прием к императрице.

1774 год Екатерина II в хорошем настроении наконец закончилась росісько-турецкая война, и закончилась победой, а перед тем еще одна хорошая новость поймали самого большего врага империи Емільян Пугачев, который три года разбивал войска царицы. Также самый счастливый год и личной жизни царицы она тайно обвенчалась со своим новым фаворитом Потемкиным и в то время, когда она встречалась с казаками, она была на третьем месяце беременности и чекака ребенка от Потемкина. Летом следующего года Екатерина родила дочь, которую сразу же отдала на воспитание родственникам Потемкина. Единственное , что беспокоило царицу это бунтарская Запорожская Сечь и запожці, которые кстати помогли России выиграть войну с Турками, но Екатерина считала запорожцев опасными для своей страны.

Выход как не странно подсказал Екатерине II Потемкин. Летом 1775 года русские войска, которые возвращались с турецкой войны, окружили Запорожскую Сечь и казаки не боялись ни одного правитиле из соседних государств сдались без единого выстрела.

А через несколько дней Запорожская Сечь булав руинах. Почему казаков веками никто не мог покорить, не защищались, а сдались без боя Это, собственно, Николай Гоголь попробовал тай рассказать в своем произведении „Ночь перед Різдвомабо вечера на хуторе близ Диканьки”.

Знали казаки о недовольство Екатерины II и о плане уничтожения Запорожской Сечи, поэтому в 1774 году после завершения войны с турками генеральный судья войска запорожского Антон Головатый обратился к Потемкину с просьбой - сохранить и защитить. На что Потемкин ответил просто: 'вам Нельзя оставаться. Вы чересчур развольничались'.”

Но после совещания с Екатериной II, Потемкин меняет решение. Казаки знали , что царский фаворит симпатизирует им и даже вступил в казацкий кош и называют его Грицько Нечеса. Так называли его запорожцы за высокий парик. Собственно Потемкин пообещал уладить вопрос и даже устроить аудиенцию у царицы.

Эта аудиенция сост 1774 года в кіці декабря. Казаки были впевнення, что им достаточно поговорить с царицей и она свое отношение к ним изменит. Она же никогда еще не видела ни одного казака.

Казаки надеялись на поддержку Потемкина. Они чувствовали неудовлетворение КатериниІІ и в тот вечер хотели убедить царицу в своей верности только чтобы она не давала приказа о роспуске войска запорожского.

Гоголь перенес Вакулу из Диканьки за одну ночь в Петербург и столкнул коваля с запорожцами как раз в ту ночь.

Чего хортіли казаки М. Гоголя зрители старой советской экранизации произведения „Ночь перед Рождеством абовечори на хуторе близ Диканьки „ так и не узнали. Гоголь не дал казакам закончить свою просьбу, но почему он скрыл пролхання запорожцев и заменил наивным просьбой кузнеца Вакулы о царские черевички?

В реальности царица пообещала казакам не двигать Запорожську Сечь и отпустила казаков. А через несколько месяцев она отдала совсем другой приказ, так если бы не принимала в себя казацких послов.

Крутой перелом в психическом состоянии Гоголя состоялся после неожиданной смерти Хомяковой, сестры поэта, с которым он был близок в Италии. Гоголь дружил с ней с детства и считал ее лучшей из женщин с тех с которых он встречал в своей жизни. Когда она умерла он пережил тяжелое потрясение: „ На меня нашем страх смерти”, - так он сказал своему священнику. С этой минуты каждый день приближал его к трагической смерти. Появился страх смерти, он ничем, кроме молитвы, не занимался и никого не принимал.

С начала февраля 1852 года, когда Николай Васильевич практически полностью отказался от еды и от сна. Отказался от приема лекарств. Залишавсяна наедине, со страхом ждал смерти. Он свято верил в загробную жизнь. Поэтому, чтобы не попасть в ад все время молился, стоя на коленях перед образами. Великий пост начал раньше на 10 дней. Это был не пост, а полный голод, продолжался он три недели, до самой смерти.

Николай Васильевич Гоголь умер, когда ему было 42 года. Смерть его была загадочной. В последние годы писатель настолько боялся быть заживо погребен, что даже указал в своем завещании следующее: „ Находясь в полном присутствии памяти и здравому рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения: сердце и пульс переставали биться”.

Многие исследователи жизни М. Гоголя считают виновным в его смерти протоіерея Матфея, с которым он незадолго виделся. Матфей Константиновский, строго относился к писателю, ругал его за его греховность и требовал от него строгого поста. Суровая проповедь подействовала на М. Гоголя он забросил литературную работу, стал мало кушать, а потом вообще отказался от еды, молился по ночам и мало спал.

В ночь на субботу 8-9 февраля после тяжкого дня и ночи, он азадрімав на диване и приснилось ему, что он мертв, слышал какие-то таинственные голоса. На следующий день он позвал священника, хотел собороваться, но священник попросил его подождать с соборованием.

Все известные врачи собрались у постели Гоголя. Профессора попытались повлиять на него гипнозом, чтобы подавить волю больного и заставить принимать пищу, но загипнотизировать Гоголя не удалось. Он лежал, отвернулся к стене, в халате и в сапогах, смотрел на икону Божьей Матери. Он хотел умереть тихо. Он четко понимал, что умирает. Голоса, которые он слышал перед тем, как сжечь второй том „Мертвых душ” были голосами отчетам - те же голоса слышал его отец незадолго до смерти, отец его тоже умер в 42 года. Он верил, что должен умереть, и этой веры было достаточно, чтобы без всякой болезни свести его в могилу.

Переживая за судьбу второго тома „Мертвых душ”, Гоголь старается отдать его Толстому, но он отказывается, чтобы у Гоголя не возникло чувство, что ему не доверяют.

В понедельник 11 февраля Гоголь уже не мог ходить и полностью слег. Приезжих друзей принимал без желания, мало говорил, дремал. Но еще нашел в себе силы отстоять службу в домовой церкви графа Толстого. В три часа ночи с 11-12 февраля после молитвы позвал к себе Семена , (слуга Гоголя) приказал ему растопить на втором этаже, открыть печь и принести из шкафа портфель. Вытащил из него тетради. Гоголь положил их в камин и поджег свечой. Семен на коленях просил его не поджигать рукописи, но писатель остановил его: „Не твое дело! Молись!” Сидя на кресле перед огнем, он дождался, чтобы все сгорело, встал, перекрестился, поцеловал Семена, вернулся в свою комнату, лег на диван и заплакал.

Один из самых загадочных гениев мира. Он сжег больше, чем другие написали. Он запрещал себя рисовать, считая, что „публике” относятся произведения , а не лицо. Гений сжег все письма и документы, которые могли бы рассказать о нем больше чем он позволил.

В следующие два дня физическое состояние Николая Гоголя ухудшилось. Он говорит: „ Надобно меня оставить, я знаю, что должен умереть». 15 февраля дает распоряжения графу Толстому на счет крепостного Семена и рассылает деньги „бедным” и „на свечи”. Деньги, которые получат от последнего издания его произведений он просит раздать бедным.

18 февраля Николай Гоголь соборувався, исповедовался и причастился. Лег в кровать и отказался от любых лекарств. Врач Гоголя А. Тарасенков оставил нам описание больного:” Увидев его, я ужаснулся. Не прошло и месяца, как я с ним вместе обедал ; он казался мне человеком квіточого здоров”я, бодрой, свежей, крепкой, а сейчас передо мной был человек, будто предельно истощена до необыкновенного изнеможения. Все тело его до чрезвычайности похудело; глаза сделались тусклые и впалые, лицо абсолюдно подалась, щеки ввалились, голос ослаб, язык трудно ворошився от сухости во рту, выражение лица стало неопределенным. Мне он показался мертв”котором с первого взгляда. Он сидел, протянув ноги, не двигаясь и даже не меняя положения тела; голова его была слегка откинута кзади и лежала на спинке кресла”.

Врачи решили насильно кормить Гоголя. Ему поставили несколько п”явок на нос, поскольку была носовое кровотечение, делали холодное обливание головы в теплой ванне.

Уже поздно вечером он стал забуватись, терять память”Давай бочонок!” - произнес он однажды, показывая, что желает пить. Ему подали рюмку с бульоном, но он уже не мог сам приподнять голову и держать рюмку... Еще позже он часами бормотал что-то невнятное, как бы во сне, или повторял несколько раз: „Давай, давай! Ну, что же!” В 11 часов он громко закричал: „Лестницу, поскорее, давай лестницу!..” Казалось, ему хотелось встать. Его подняли с постели, посадили на кресло. В это время он так ослаб, что голова его не могла держаться на шее и падала машинально, как у новорожденного ребенка... Когда его снова уложили в кровать, он потерял все ощущения; пульс у него перестал биться; он захрипел, глаза его раскрылись, но оставались вялыми. Казалось, что наступает смерть, но это был обморок, которая длилась несколько минут. Пульс восстановился вскоре, но сделался едва слышным. После этого обморока Гоголь уже не просил больше ни пить, ни поворачиваться; постоянно лежал на спине с закрытыми глазами, не произнося ни слова. В двенадцать часов ночи стали холодіти ноги.

По свидетельству друга писателя З.Шевирева, „одним из последних слов, сказанных Гоголем еще в полном сознании, были слова: „Как сладко умирать!”

21 февраля Гоголя не стало. Помещение, где находился гроб с Гоголем всех не вмещала. Тело перенесли в университетскую церковь, чтобы дать возможность проститься большему количеству людей. На следующий день, казалось, пришел весь город. Два дня улицы были перекрыты не возможно было проехать.

24 февраля 1852 года над телом писателя, прочитано отпевание. Гроб был усыпан камелиями, гоголь лежал с лавровым венком на голове. А через 79 лет был тайно вытащенный из земли. Даниил монастырь был перестроен в тюрьму для малолетних преступников и в связи с тем некрополь подлежал ликвидации. Лишь некоторых захоронений было решено перенести н старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди счастливцев был и Гоголь.

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось 23 человека, среди таких был и Лидин. Собственно, он и стал единственным источником сведений перезахоронения М. Гоголя.

Лидин со временем начал рассказывать о перезахоронения М. Гоголя: „Гроб нашли не сразу, где копали, а в стороне, аколи вытащили из підземлі и открыли, то все аж ахнули от удивления. В гробе лежал скилет с повернутым черепом на сторону. Объяснить этого никто не мог, только вспомнили завещание составлено за семь лет до смерти:”Находясь в полном присутствии памяти и здравому рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения: сердце и пульс переставали биться”. Конечно, все подумали, что Гоголя похоронили живого в литургическом сне.

Гоголь на самом деле очень боялся, чтобы его не похоронили заживо. В 1839 году после болезни малярийного енцефаліта он неоднократно падал в обмороки с продолжением долгого сна и поэтому боялся, что такое состояние могут принять за смерть. Он больше 10 лет не ложился спать в кровать. Ночами дремал сидя или лежа на диване или же кресле.

За некоторое время Лідін рассказывает более ужасную историю о перезахоронения Гоголя. Он рассказывает, что в могиле не было черепа, а останки Гоголя начинались с шейных позвонков, весь скелет Гоголя находился в сюрдуке, когда и как пропал череп Гоголя остается загадкой.

Существует версия, что в 1909 году, на кладбище проводились реставрационные работы классика до века он дня рождения Гоголя и появился на кладбище знаменитый московский состоятельный коллекционер Бахрушин. Вот тогда исчез череп Гоголя...

Но на этом рассказ Лідіна не заканчивалась надо вспомнить, что в 30-е годы прошлого века это был періож атеизма. Поэтому без всякой боязни они решили открыть гроб и взять себе „сувениры” напам”ять. Лідін-кусок ткани от жилета. Иванов-ребро, Аркачьев взял себе сапоги. Надо отметить, что Гоголь при жизни очень любил сапоги он заказывал их по несколько штук.

После захоронения могилы Гоголя на Новодевичьем кладбище Иванов уехал в Ленинград. Ребро он взял с собой. Хотел похвастаться друзьям. Но ребра нигде не мог найти, хорошо хоть памяти”тот, что клал его в карман. Нашел его дома...

Аркачееву пришлось хуже всего. Однажды он позвонил Лідіна и рассказал ему страшную историю, будто каждую ночь сапоги оживают и душат его. Лідін посоветовал закопать сапоги и найденное ребро возле могилы Гоголя. Под покровом ночи они так и сделали, но не прожили долго. Лідін с куском своей ткани обкантував издание „Мертвых душ” Гоголя. Перед смертью он сказал, что книга находится у его дочери.

Если вы когда-нибудь будете на могиле Булгакова, обратите внимание на камень, что стоит на его могиле - Это именно тот надгробный камень, некогда служивший основой для креста на могиле Гоголя. Друзья Гоголя, Аксакови, привезли похожий по форме на Голгофу камень с берегов Черного моря. Во время перезахоронения Гоголя камень и крест исчезли. Его случайно нашла вдова Булгакова. Камень ожидал своего времени, лежа в кладовке гранильників. Жена Булгакова установила его на могиле мужа. Получается Будгаков принял от Гоголя эстафету не только в жизни, но и в смерти.