Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Шестидесятники - творческое молодое поколение 60-х XX ст., сформированное в период временного "потепления" советского режима, осуждение сталинизма и частичной реабилитации некоторых представителей "расстрелянного возрождения". Возникнув сначала в виде культурнического движения (Клуб творческой молодежи в Киеве, 1959; "Подснежник" в Львове, 1961 и т.д.), это явление вскоре превратилось в оппозицию властным структурам, приобрело общенациональное значение. Полнее, ярче всего оно проявилось в литературе, что претерпела обновление художественных форм, патетики романтизированного гуманизма, оживление неонародницьких тенденций и осознание преемственности национальных ценностей. Событиями тех лет стали неординарные дебюты И. Драча, н. винграновского, в. Симоненко, В.Голобородька и др. пЬетів. Творческое поколение ПІ. не ограничивается одним десятилетием. К ним относятся авторы, которые вошли в литературу в 50-е (Д.павлычко, Лина Костенко) или раскрыли возможности своего таланта на рубеже 60-70-х (Б.олийнык, В.Забаштанський). Срок ПІ. касается также представителей других литературных родов и жанров - прозаиков Є.Гуцала, В.Дрозда, В.Міняйла, Гр. Тютюнника, Вал. Шевчука и др., литературных критиков и литературоведов. Дзюба, и. Светличного, Михайлины Коцюбинской, В.Іванисенка и др., публицистов В.чорновила, Ю.Бадзя и др. В пределах Ш. не наблюдалось ни стилевого, ни идейной единодушия. Когда одна их часть надеялась на иллюзорное оживления социалистического реализма, разделяла коммунистические догмы, то другая - высвободилась из-под их гнета, находя художественные ценности на имманентной основе искусства, несовместимом с імітатлітературою. Это свойственно творчеству В.Голобородька, М.Воробйова, С.Вишенського, м. григорива, В.Кордуна - представителей т.н. "киевской школы". Касается это и творчестве диссидентов (в. Стус, І.Світлйчний, И.калинец, М.Осадчий, Є.Сверстюк и др.), подавляющее большинство которых в начале 60-х входила в группу Светличного, что сразу стал культурным и духовным центром возрождающегося украинства. Здесь восстанавливалась не только этногенетическая память, обстоювались не только высокие эстетические критерии, но и закладывались принципы гуманистического содержания и национального значения, которые викристалізувались в деятельности Хельсинского союза (1976), готовили почву для провозглашения независимой Украины. Поэтому диссиденты подвергались постоянным репрессиям, а "тюремная поэзия", по словам М.Осадчого, стала "альтернативной официальной литературы социалистического реализма". Творчество Ш. имела влияние и на представителей старшего поколения, вызывая обновление их доработку (м. рыльский, м. бажан, Л.Первомайський, а. малышко, И.муратов и др.).