Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Григорий Сковорода
Философская и литературное наследие Г. Сковороды

Г. С. Сковорода был оригинальным и самобытным мыслителем, он был хорошо знаком с учением величайших философов античности, средневековья и нового времени. Философская концепция Г. Сковороды имеет много общего с концепцией просветителей XVIII в. Освоив достижения мировой философской мысли, Г. Сковорода стал одним из зачинателей новой философии на Украине.

В основу философских взглядов Г. С Сковороды легло учение о трех мирах (макрокосм (вселенная), микрокосм (человек), символический мир - Библия). Каждый из этих миров имеет две натуры: внутреннюю (духовную) и внешнюю (материальную).

Особенно выделяется в его философии теория познания. Он считал, что человеческий разум может познать мир, понять обе его натуры - внешнюю и внутреннюю, ведь познание развивается в тесной связи с человеческими знаниями, оно бесконечное так же, как и мир, что является объектом познания.

Основное внимание философ сосредоточил на проблеме человека и его счастье. Он неустанно искал пути к этому счастью. По мнению мыслителя, важную роль в создании почвы для благосостояния человека и всего человечества должна играть творческая работа. Такое условие будет реальной лишь тогда, когда труд будет соответствовать душевному призванию человека, его склонностям. Так родилась оригинальная теория «работы». Природа или Бог каждому человеку от рождения дает определенные способности и главное не запустить их, а почувствовать и жить согласно с ними. А это значит, что надо жить по натуре, но не идти за слепым натурой, а по внутренним своим блаженным духом, человек же идет против этого духа, когда, за Сковородой, входит в неродственные пол, берет непригоден для себя обязанность, учится тому, для чего рождена, дружит с теми, к которым не рожден. Если придерживаться этих условий, то можно стать счастливым в любом состоянии и на всякой должности, когда только найти то, к чему ведет природа, а без нее не сделают счастливыми ни богатство, ни большие чины.

Г. Сковорода С заклинает не делать длинным ничего, прекращается, не называть счастьем ничего, что разрушается, не любить жизнь, что заканчивается смертью. Он утверждает, что создать счастье на мирском нельзя: один желал обосновать жизнь на капитале и на старость впал в нужду, второй на «плотоугодії» - и упал лицом в грязь, нельзя иметь за грунт юношество и здоровье, потому что и здесь ждет разорение. Счастье не имеет материальных соответствий, оно является духовной субстанцией. Счастливым может быть лишь тот, у кого спокойная совесть.

Свои философские взгляды Г. С Сковорода мотивировал не в научных трудах, а в философско-литературных произведениях. Он написал семнадцать литератур-но-философских трактатов, поэтический сборник «Сад божественных песен», сборник «Басни Харьковские». Литературно-философскую ценность представляют и произведения и письма, написанные на латинском языке, что остались вне сборников.

Мотивы произведений Г. С Сковороды очень искренние и, как хрусталь, прозрачные, они высоко возвышающиеся над личными и частными интересами, они проникнуты интересами человеческого добра; в своей деятельности он идет на жертвы, забывает о себе, работа захватывает его целиком, захватывает все его силы, способности и энергию. А это означает, что Г. С Сковорода был не только талантливым писателем, самобытным мыслителем, но и настоящим общественным деятелем.