Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
НОВАЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (конец XVIII - начало XX вв.)

УКРАИНСКУЮ литературу от конца XVIII в. и до начала XX в. называют «новой». Наряду с названием «новая литература» употребляется и название «литература XIX-начала XX вв.», потому что именно эту эпоху она охватывает. Понятно, что с точки зрения современных эстетических критериев и представлений литература этого периода уже потеряла новизну, и название осталось традиционным, как, например, «новая история» или «новая философия». Но с точки зрения историко-литературного она соответствует и содержанию, и форме. По сравнению с древней это была литература новой тематики, нового героя и нового языкового оформления. ее позвала к жизни новая эпоха - эпоха пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьбы против социально-национального гнета, создание национальных государств. Именно этим жил весь славянский мир в конце XVIII - начале XIX вв. Аккумулируя общественно-эстетические настроения и потребности, литература как составная часть национальной художественной сознания поднимает проблемы жизни народа, его языка, истории, культуры, социальной и национально-освободительной борьбы. Понятно, что определяющим для познания народа, его самосознания и мировосприятия было устное народное творчество. Именно она и послужила мощным источником новых образов и идей, прокладывая в литературе путь демократическим героям, живом народном языке.

Столетний путь развития новой украинской литературы был отмечен сложными, неоднозначными в художественном отношении процессами. Но это был путь поступательное, эволюционное, хоть и развивалась новая литература в условиях административно-цензурных притеснений, запретов и унижений. Вопрос «быть или не быть?» литературе украинского народа как народа официально запрещенного и презренного стояло на протяжении всего XIX в., соответственно влияя на творческие критерии и ориентиры. При отсутствии украинского государства литература переняла на себя функциональные обязанности несуществующих государственных институтов: она защищала, защищала, отстаивала права и интересы народа, часто тратя энергию далеко не на творческие процессы. Именно этим объясняется социальная заанг'ажованість новой украинской литературы, преобладание в ней гражданских мотивов и настроений. Поскольку ядром народа было крестьянство, именно оно хранило морально-этический и культурно-эстетический опыт нации, то и главным героем новой украинской литературы был крестьянин. В силу неоднозначности своей художественной сущности (идей-но-тематической направленности, типа героя, художественных особенностей) новая украинская литература делится на несколько этапов: литература конца XVIII-40-х pp. XIX ст.; литература 40-60-х pp. XIX ст.; литература 70-90-х pp. XIX ст.; литература конца XIX-начала XX вв. Понятно, что любая периодизация является условной, но так или иначе она отражает основные вехи и тенденции литературного развития.

Так, литература конца XVIII - 40-х pp. XIX в. характеризуется новым взглядом на народ как положительного героя художественного произведения, что обусловило и соответствующую систему художественных средств. Источником обновления и содержания, и формы стала народная поэзия. Интерес к ней был вызван процессами славянского национально-культурного возрождения с их активизацией фольклорных движений и научных исследований. Записи народных песен, помещенные в сборниках М. Цертелєва, М. Максимовича, И. Срезневского, П.Лукашевича, явили неповторимую красоту содержания и языка, продемонстрировав высокие художественные возможности народнопоетичного слова. На основе живого народнорозмовного источника производится литературный язык, першозразок которой И подал. Котляревский в своей «Энеиде». Основные творческие методы литературы этого периода - это просветительский реализм и романтизм; основные жанры - бурлескно-травестийная поэма, басня, баллада, социально-бытовая пьеса, этнографически-бытовая повесть.-Основные представители-И. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко, П. Гулак-Артемовский, Е. Гребенка, М. Шашкевич и др.

В 40-60-х pp. XIX в. проблемно-тематическое круг литературы основывается на таком пекучій общественно-политической проблеме, как крепостничество и поиски путей борьбы а ним. Расширяется и обновляется идейно-художественная и жанровая палитра литературы. Утверждается принцип художественной правды как верности самой жизни, его фактам и типичным образам; видоизменяется художественный взгляд на мир и способ его изображения - основным творческим методом становится реализм, который в творчестве Т. Шевченко становится остро-обличительным. Продолжает развиваться романтизм. Ведущими жанрами этого периода были поэтические (Т. Шевченко, [П. Кулиш, Ю. Федькович) и прозаические (П. Кулиш, Марко Вовчок, А. Свидницкий). Центральной фигурой в литературном процессе того времени является Т. Г. Шевченко - основоположник новой украинской литературы. Творчество Кобзаря представила украинский мир и украинское сознание во всех их измерениях (историческом, общественно-политическом, морально-этическом, эстетическом и т.д.).

Литература 70-90-х pp. XIX ст.- это период развито-реализма, его расцвет. Новая общественно-политическая ситуация (пореформенная действительность) видоизменила и тематически-образный ряд украинской литературы. Современность представала резких контрастах, в різноликості жизненных фактов и пол: положение пореформенной деревни, классовое расслоение в нем, противостояние низов и верхов общества, жизни наемных рабочих-гастарбайтеров, интеллигенции, земских чиновников, сельских богачей и т.д. Широта охвата действительности, ее социально-психологический анализ, показ основных социальных конфликтов, качественно новый уровень художественности и стилевое разнообразие - это то, что определило характер литературного процесса 70-90-х pp. XIX ст.

Наибольшего развития приобретают жанры социально-бытовой и социально-психологической повести и романа, а также реалистической драмы и комедии. Литература этого периода представлена именами Марка Вовчка и Панаса Мирного, Л. Глебова и С Руданского, А. Свидницкого и 1. Нечуя-Левицкого, М. Старицкого, М. Кропивницкого и И. Карпенко-Карого, П. Грабовского и И. Франко. Вершинной фигурой литературного процесса 70-90-х pp. XIX в. была фигура И. Франко.

Литература конца XIX - начала XX вв.- наивысший этап художественного развития новой украинской литературы. Он характеризуется дальнейшим развитием и одновременно обновлением художественных средств и приемов исследования человека (психологизм, натурализм, усиление субъективного авторского начала), активным стилевым поиском, разнообразием художественных направлений и течений, их сложным взаимодействием и сосуществованием (реализм, импрессионизм, неоромантизм, символизм, модернизм). В литературу приходит новая творческая генерация, что начинает новую литературную школу. Воспитанные на лучших образцах отечественной литературы, обогащенные европейским художественным опытом, писатели конца XIX - начала XX в. наибольшее внимание уделяется философскому осмыслению положения человека в обществе, взаимосвязи личности и общества, единицы и массы. Усиленное внимание к внутреннему миру человека, его духовности обусловила такие определяющие черты, как философичность, интеллектуализм, лиризм повествования. Наиболее соответствующими жанрами для воплощения нового материала стали интеллектуальная, идеологическая или психологическая драма и драматическая поэма (Леся Украинка) и психологическая повесть и новелла (Г. Коцюбинский, Марко Черемшина, В. Стефаник, Лесь Мартович, О. Кобылянская и др.). Наивысшего своего развития достигает украинская проза, явив так называемую «новую школу» письма. «Когда старшие писатели исходят от мальован-ния пренебрежительного мира - природы, экономических и общественных обстоятельств и только при помощи их силятся сделать понятными данных людей, их дела, слова и мысли, то более поздние идут совсем противной дороге: они, так сказать, сразу заседают в души своих героев и ней, словно магической лампой, просвещают все окруженє (...) Высокомерных событий в... содержание входит очень мало, описаний еще меньше: факты, что творят... главную тему, это, конечно, внутренние, душевные конфликты и катастрофы»,- так характеризовал новую манеру письма И. Франко.

Определяющей чертой литературного процесса слома веков была и активизация критической мысли, представлена именами И. Франко, Леси Украинки, М. Коцюбинского и др. Писатели-критики выразили новый взгляд на вопросы народности литературы, ее национальной самобытности, продемонстрировали глубокое понимание ее ведущих тенденций и перспектив развития.