В нашем раю на
земли
Ничего лучшего
нет,
Как тая иметь
молодая
Со своим ребеночком
малым...
Т. Шевченко
Тарас Шевченко - великий украинский поэт - в
своем творчестве обращался к теме героического прошлого Украины, описывал
страдания своего народа, призывал к вооруженной борьбе с произволом, а вся
творчество пронизано искренней, трогательной задушевностью, согретая палкой
любовь’ю к человеку, а особенно
до женщины.
Образ женщины-матери, женщины-страдалицы - самый любимый образ поэта, который
красной нитью проходит через все его творчество, а такое внимание к этому образу
навеянная самой жизнью, ведь за крепостнических порядков все беды ложились на плечи
женщины, ее положение было фактически рабским. Судьба женщины-крепостной для поэта - это
прежде всего судьба его матери, которую «в могилу нужда и труд положила», судьба его
сестер, его первого юношеского любовь - Оксаны, которая стала героиней поэмы
«Екатерина». Молодой Шевченко, полон гнева и боли, посвятил свое творчество
осуждения обидчиков, однако он поэтизирует нежные чувства девичьей и
материнской любви, возвышает образ доброй женщины-матери, способной на
самопожертвование; это была настоящая борьба Кобзаря с деспотичными
силами.
Первым таким произведением Шевченко стала поэма «Катерина», что описывает страдания
обиженной крестьянки-покрытки. Самая добрая, отзывчивая, искренняя, Екатерина верит в доброту
и искренность других, до последнего надеется на возвращение милого. Отвергнута всеми в
деревне, она все же не теряет надежды найти любимого Ивана, идет его искать, а когда
надежда разбивается о холодную неприязнь того, кому доверяла больше всего в жизни,
причиняет себе смерть. В поэме «Слепая» впервые появляется образ женщины-мстительницы, которой
становится не сама слепая женщина, которую обидел помещик, а ее дочь Оксана. И мать, и
дочь - жертвы произвола господ, но если мать покорно сносит все оскорбления, то
дочка проявляет настоящее мужество: расправляется с господином и поджигает его
имение.
Другой тип женщины-страдалицы описан в поэмах «Сова» и «Ведьма». В
Шевченко образ совы становится символом народного страдания, горя, одну из таких картин
и изображен в поэме «Сова», центральный образ которого - обездоленный вдова, единого
сына которой отдали в рекруты. Нищета, безправ’я, безнадежность увидеть сына стали причиной
безумие вдовы. Произведение «Наймичка» захватывает високопоетичним изображением
трогательной материнской любви, тихой преданностью матери сыну, в поэме
воспевается красота материнства, человеческая сердечность и доброта, способность к
самопожертвования ради ребенка...
Шевченко поэмы о женской судьбе овеянные страстной мечтой о счастливой мать и
счастливых детей в «семье вольной, новой», и эта мечта наконец-то осуществились, слова
Великого Кобзаря оказались пророческими, сегодня живут свободные сын и
мать:
...И на обновленной
земли
Врага не будет,
супостата,
А будет сын, и будет
мать,
И будут люди на
земли.