Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей 2010 года


Автор: Елена Акульшина
Сочинение на тему

Трагедия и величие материнской судьбы в творчестве Т. Г. Шевченко

В нашем раю на земли

Ничего лучшего нет,

Как тая иметь молодая

Со своим ребеночком малым...

Т. Шевченко

Тарас Шевченко - великий украинский поэт - в своем творчестве обращался к теме героического прошлого Украины, описывал страдания своего народа, призывал к вооруженной борьбе с произволом, а вся творчество пронизано искренней, трогательной задушевностью, согретая палкой любовью к человеку, а особенно до женщины.

Образ женщины-матери, женщины-страдалицы - самый любимый образ поэта, который красной нитью проходит через все его творчество, а такое внимание к этому образу навеянная самой жизнью, ведь за крепостнических порядков все беды ложились на плечи женщины, ее положение было фактически рабским. Судьба женщины-крепостной для поэта - это прежде всего судьба его матери, которую «в могилу нужда и труд положила», судьба его сестер, его первого юношеского любовь - Оксаны, которая стала героиней поэмы «Екатерина». Молодой Шевченко, полон гнева и боли, посвятил свое творчество осуждения обидчиков, однако он поэтизирует нежные чувства девичьей и материнской любви, возвышает образ доброй женщины-матери, способной на самопожертвование; это была настоящая борьба Кобзаря с деспотичными силами.

Первым таким произведением Шевченко стала поэма «Катерина», что описывает страдания обиженной крестьянки-покрытки. Самая добрая, отзывчивая, искренняя, Екатерина верит в доброту и искренность других, до последнего надеется на возвращение милого. Отвергнута всеми в деревне, она все же не теряет надежды найти любимого Ивана, идет его искать, а когда надежда разбивается о холодную неприязнь того, кому доверяла больше всего в жизни, причиняет себе смерть. В поэме «Слепая» впервые появляется образ женщины-мстительницы, которой становится не сама слепая женщина, которую обидел помещик, а ее дочь Оксана. И мать, и дочь - жертвы произвола господ, но если мать покорно сносит все оскорбления, то дочка проявляет настоящее мужество: расправляется с господином и поджигает его имение.

Другой тип женщины-страдалицы описан в поэмах «Сова» и «Ведьма». В Шевченко образ совы становится символом народного страдания, горя, одну из таких картин и изображен в поэме «Сова», центральный образ которого - обездоленный вдова, единого сына которой отдали в рекруты. Нищета, безправя, безнадежность увидеть сына стали причиной безумие вдовы. Произведение «Наймичка» захватывает високопоетичним изображением трогательной материнской любви, тихой преданностью матери сыну, в поэме воспевается красота материнства, человеческая сердечность и доброта, способность к самопожертвования ради ребенка...

Шевченко поэмы о женской судьбе овеянные страстной мечтой о счастливой мать и счастливых детей в «семье вольной, новой», и эта мечта наконец-то осуществились, слова Великого Кобзаря оказались пророческими, сегодня живут свободные сын и мать:

...И на обновленной земли

Врага не будет, супостата,

А будет сын, и будет мать,

И будут люди на земли.