12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВАСИЛИЙ СИМОНЕНКО
Мои размышления над поэмой В. Симоненко Сказка о обманывала»
В. Симоненко... Поэт-шестидесятник... Поэт-лирик... Поэт-сатирик... И просто необычный человек, невероятной любовью любила окружающий мир, любила жизнь, любила своих родителей, а отсюда - и народ, и, безусловно, Украину, к которой он не искал ни .стежки, ни брода», потому что она была в его груди, «в главе и в руках».
После окончания факультета журналистики при Киевском университете Василий начал свою трудовую жизнь, а стихи писал еще в школьные годы.
Его творчество - это своеобразный манифест «шестидесятников», это гимн природе и гимн правде. Далеко не каждый поэт решался на правду. А Василий иначе не мог. И этого не простили ему. До 80-х годов его имя нельзя было произносить, а произведения не печатались, за исключением небольшого сборника, которая была издана то ли друзьями, то ли каким-то чудом.
И пришло время - народ все-таки узнал их и оценивает как относитесь. Сегодня Симоненко возвращается к нам, возвращается во всей красе своей, в полноте и первозданности своего таланта.
Читаешь, перечитываешь стихи поэта, осмислюєш их и приходишь к выводу, что это не просто автор лирических произведений, это поэт-борец, Поэт-патриот шевченковского пафоса.
Одним из лучших произведений писателя является «Сказка о Обманывала», написанная в 1963 году. В своем дневнике Василий оставил такую запись «Вчера написал «Сказку о Обманывала». Написал одним дыханием, хотя кое-что было заготовлено ранее».
1963 год - тот период в жизни нашего государства, который характеризовался тошнотой и задушливістю. В историю он вошел под именем «застой». По мнению историков, никакой, по сути, не было разницы между Хрущевской «оттепелью» и брежневской «удушьем». Поэтому-то и Умалчивают наших «шестидесятников», поэтов, которые не хотели мириться с определенными учреждениями и в своих стихах разоблачали горе, руководителей. Симоненко еще в 1955 году сказал:
У руля предатели, кастраты
Дрожат от ужаса в немощи слепой...
Когда бы эту толоку распахать,
Шевченко мог бы вырасти на ней!
О чем же и против кого «Сказка о Обманывала»? Содержание произведения багатопроблемний как и багатопроблемне нашу жизнь. И идея ее такова: осуждение тех. кто отбирает у человека Родину, отучает ц любить, прячет живет жизнь -«в хребтах высоких бумажных гор и заливает его чернильными морями» притворства, забирает свободу признания любви к ней и притупляет историческую память, сознание долга.
Своим произведением В. Симоненко еще и еще раз подтвердил высочество Шевченко:
Нет Украины,
Нет второго Днепра...
Произведение сложное, аллегорический, переполненный замаскированными аллюзиями. Каждый образ символизирует определенное явление из жизни страны. Не все литературные критики именно это видят в оригинальном произведении, кое-кто сводит толкование «Сказки...» к народно-песенного источника, а образы расценивает как сказочных героев из народных сказок.
И все же надо посмотреть на произведение другими глазами. В «Сказке...» и царская сельский старшина, и сталинские реки крови, и хрущевская лысина. Симоненко сознательно разрушает временные и пространственные рамки, подчеркивая этим общие корни тирании.
Петр и Дуралей - представители двух поколений. Петр - не старшее поколение, активность у которого вытравили еще во времена царской России и сталинского режима, хотя его доброту уничтожить никто не сумел. Своего сына выгоняет Петр не через угрозы старшины, а чтобы тот с голоду не умер. Отец будто и проклинает сына, однако у него на устах «искренняя улыбка».
Рассказ о глупом Петра и его сына Обманывала ведется спокойно, непоквапливо, просторічною языке.
Эти люди поддаются на обман, вступают в конце концов в поединок со злом и иногда перемагають. им присущ юмор. Когда старшина пришел к Петру жаловаться на непослушание Обманывала, Петр ответил:
И я его витурю из дома,
чтобы не болтал малый сатана то,
что всем известно.
Дуралей не может мириться с режимом, он отправляется в долгие странствия счастья искать. Симоненко наделяет героя чертами сказочных богатырей: невероятной силой, умением ходить по воде, смелостью и мужеством. Когда герой подрос, возмужал, сразу отправляется к родному краю. По дороге ему попадается рай. Старшины рая заманивают Обманывала себя. Картина рая - просто-таки модель хрущевско-брежневского общества: здесь чернильно-бумажные отношения с обществом, стремление уничтожить тех, кто против идеи. И все это во имя светлого будущего. В характеристике старшин рая Симоненкова ирония переходит в сарказм:
Одна забота наши лица оре -
а что, как в замысловатые бумажные горы
внезапно попадет искорка огня?
Хватит чернил, чтобы залить?
А больше нам ничего не болит.
Жутко и мерзко представлять себе эту гору, что вивершену на деньги народа и заслоняет солнце от народа. Симоненко позорит создателей «Эвереста» с помощью приема самовикриття. Они предсказывают свою мудрость, а на самом деле это ничтожность и тупость:
Порода наша мудрая от природы,
Мы знаем все, потому что постигли все.
И смотрит на нас трепетно и гордо
Счастливый предок - искренний шимпанзе.
В «Сказке...» интересная интерпретация образа основателя бюрократического рая. Это - каменный идол на постаменте. Но основатель рая - не только Сталин, это и Хрущев, и Брежнев:
Ибо такое на роду написано.
от Адама до наших дней
будут людям светить лысины
величаво мудрых вождей.
Все эти люди имеют общую черту: зоологическую ненависть к талантливых и честных людей.
Есть в «Сказке...» и другие образы - это проститутки-Музы. Они не прикрыты аллегорией, обнаженные автором:
Там живет племін всяких
Престрашенна мешанина,
И зато тот край зовется -
Русь единая, Русь единая.
Сердце поэта переполнено недоразумением: его ужасно угнетало и раздражало то, что в нашей литературе много «низкопробных художников», жалких служак, что пишут сочинения на заказ:
Сколько бедной торговали,
Сколько уже продавалась сама,
что назвать ее мертвой мало,
а сильнее слова нет.
Невероятно! Разве можно было после таких слов надеяться на издание «Сказки...»?
Почему старшины рая запобігаюгь перед Дурилом? Да потому, что им нужен аппарат, а Дуралей подходит к этому. И Дуралей оказывается Мудрее и ставит старшинам ненужные вопросы: чего в вас, люди добрые, ноги в крови?
В «Сказке...». Симоненко разоблачает лицемерие, кощунство, осуждает классовый гуманизм, выражает непоколебимую веру в победу народа. Поэтому-то и убегает из рая Дуралей. Конец произведения написан в чисто симоненківській манере.
Украина! Ты для меня - чудо!
И пусть плывет за годом год,
Буду, мама, гордая и красивая,
С тебя удивляться век.
«Сказка о Обманывала» - еще не до конца осмысленное произведение В. Симоненко. Его надо читать и перечитывать. И воспринять идейный смысл его можно только при условии глубокого знания истории и литературного процесса.
|
|