Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Улас Самчук
«Гомер украинской прозы XX века» (Улас Самчук и его повесть «Мария»)

Его жизнь прошла «в вечном изгнании»: Германия, Польша, Канада. И где бы не был, мысли были на Украине. Его внимание привлекала Восточная Украина (В. Самчук - выходец из богатой волынской семьи), Украина, как он говорил, Скрипника и Волнового. «Меня,- вспоминает писатель,- тянуло туда много магнитов, а главное - мое нестерпимое, непрерывное желание писать».

Улас Самчук протяжении всей жизни был активным участником литературно-художественной жизни. Начал писать с 17 лет («Я писал днями и ночами, я забросил учебу, за меня начали волноваться родители»)- Начиная с 1927 года (в это время он живет сначала в Германии, а затем в Чехословакии), вместе с А. Телигой О. Ольжичем, Есть. Маланюком ведет работу по возрождению украинской культуры и литературы в частности.

Григорий Косынка, один из лучших новелістів новейшей украинской литературы, анализируя творчество Уласа Самчука, говорил о том, что в основу своих полотен писатель клал тот материал, который ежедневно печатался в литературной прессе. Кроме того, воображение художника создавала живой, правдивый образ тех бурных, активно романтических лет.

Это был пылкий патриот Украины. Болел за ее судьбу, хотел, чтобы она вырвалась из «сладкой» жизни и построила свою государственность. После революции 1917 года и гражданской войны Украина напоминала универсальную духовную и физическую развалину. Был свидетелем того, как лучших людей неславили, позорили, наказывали, выгоняли, а жизни было отдано в руки бездельников, нищих духом, больных и немощных.

Писатель, на то время уже автор многих рассказов и повестей, чувствовал личную причастность к судьбе Украины, ему болели глубокие народные раны.

Улас Самчук исповедовал идеал сильной украинской личности. По мировоззрению реалист, он склонялся к романтизму, а потому его герои сильные, несгибаемые, они противостоят злу и могут найти выход из любого положения.

Творческое наследие его велико, и современный читатель, к сожалению, может познакомиться только с отдельными произведениями, в частности с эпопеей «Волынь» и повестью «Мать».

«Волынь» станет выдающимся достижением писателя. Это трилогия, в которую вошли «Куда течет река» (1928-1933 гг.), «Война и революция» (1929-1938 гг.) «Отец и сын» (1935-1937 гг.).

Повесть «Мария» автор закончил в 1933 году. Это первый в украинской литературе большое прозаическое произведение о голодоморе. Книга стала монументом памяти тем, которых налыгачом голодомора заставляли идти в колхозы, к социализму. Она также была первым художественным документом, в художественных образах зафиксировали невиданный преступление сталинизма против украинского народа.

По жанру - это повесть-хроника о женщине с именем Божией матери. В произведении рассказывается о ее жизни от рождения до последнего вздоха. Вся история ее жизнь разделена на три периода: «Книга о рождении Марии», «Книга дней Марии», «Книга о хлебе». Каждый из этих разделов, безусловно, является определенным этапом в жизни украинского крестьянства.

В первой книге писатель рассказывает о сиротскую жизнь Марии, ее наймитування, любовь к Корнею и замужнюю жизнь с Игнатом. Собственно, речь о рождении женщины, личности, человека со своим мировосприятием. Мария порывает все отношения и с нелюбимым Игнатом и начинает жизнь сначала с любимым Корнеем.

В «Книге дней Марии» перед нами уже другой человек, которая нашла себя. Новая жизнь начиналась в сложных условиях, потому что Корней был бедняком. Постепенно своим трудом Мария и Корней увеличили свое хозяйство, расширили поле, поставили дом. С этим крепла и семья. Этот этап в жизни героев завершается революцией 1917 года. Шел и побеждал жестокий движение руины и ему не было спину, потому что никто не мог понять, что близится их упадок.

Третья книга - это начало конца: тотальное истребление украинского крестьянства в 30-е годы, вытравливания из него владельца, хозяина, кормильца. Насильно всех загоняли в коммуны. На некогда плодородных землях выросли сорняки, под дождями гнило зерно. В семью пришло горе. Старший сын Максим, который учил отца и мать социализма и коммунизма, выгоняет их из дома. Младшего сына Лаврина репрессирован. Терялась вера в возможность человечного жизни. Кульминация произведения - страшные картины голодомора в некогда богатом кулацкому селе.

Род Марии распался. В гневе Корней убивает Максима. Умирает от голода внучка Кристинка, вешается дочь Надежда. Корней уходит из голодного дома в неизвестность, чтобы не попасть в руки властей, чтобы умереть. Одинокая Мария, которая не может встать с кровати, прощается с Гнатом. ее длительная агония - страшное преступление против человечности. Она умирает без страха и отчаяния, глядя в темноту вечной ночи. Последние минуты ее жизни - это последние строки повести.

В повести несколько мотивов: мотив труда, мотив любви, мотив страдания. Сквозной мотив - это образ Божьей Марии. В древнееврейском языке имя Мария означает «подъем». Самчук этим именем подчеркивает типичность образа, в то же время этот образ является олицетворением материнства, основы жизни на земле, олицетворением самой Украины.

Божья Мать - заветный островок в духовной жизни человека. Она войдет в душу Марии, станет неотъемлемой частью ее естества, будет там, куда не заглядывает ни один человеческий глаз.

Смерть Марии воспринимается как нечто противоестественное, насильственное, как следствие голодомора и коллективизации, а потому и звучит как предупреждение о возможности уничтожения Украины, символическим воплощением которой является сама Мария.

И все же не гибель пророчит. Самчук. Он своим произведением стремится вызвать протест в человеческой душе таком развитии событий, желание изменить судьбу трудоспособного народа, брошенного в пучину жестокой голодной смерти на благословенной плодородной земли.