Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ЛЕСЯ УКРАИНКА
«Упала цветком камнеломкой, чтобы развалить империю» (гражданско-политическая лирика Леси Украинки)

Мир поэзии Леси Украинки разнообразно-богатый, ярко индивидуальный, эмоционально піднесений. ее талант лирика наиболее полно раскрылся в гражданской поэзии. Рассматривая жанры общественно-политической лирики в контексте сознания эпохи, убеждаемся, что образная мысль поэтессы органично связана с реальной жизнью, с важнейшими событиями того времени. Именно поэтому обоюдоострые мечи и молнии, вогнисті песни и звон оков, громы весенней бури и борцы-прометеїсти появляются в творчестве поэтессы.
Стремление к борьбе за свободу - один из ведущих мотивов патриотической поэзии Леси Украинки. Он ярко звучит в стихотворении «Contra spem spero!»:
 
Я на гору крутую крем'яную
Буду камень тяжелый підіймать
И, неся вес ту страшную,
Буду песню веселую петь.
 
В поэзии слились личные боли и настроения с горем народа. Этот стих, как и все творчество писательницы, - яркое свидетельство титанического духа Леси Украинки, которая забывала про собственную боль, для освобождения народа готова была выполнять самую тяжелую работу. Поэзия проникнута оптимизмом. Героиня стихотворения, поставив вопрос о месте личности в общественной жизни, отвергает мысль о сожалении и причитания. Вызывает восторг решимость героини посоревноваться с черными, реакционными силами:
 
Нет, я хочу сквозь слезы смеяться,
Среди бедствия петь песни,
Без надежды таки надеяться,
Жить хочу! Прочь думы грустные!
 
Контрастные символические образы «цветы на морозе», «среди бедствия петь песни», «ясная обладательница темных ночей» воспроизводят рабство народа и его светлые надежды на освобождение. Любимыми образами поэтессы есть «звезда ведущая» и «веселая весна», что в разных произведениях сияют новыми идейно-эмоциональными гранями. Стихотворение «Contra spem spero!» проникнуто твердой верой в победу животворных сил света над тьмой, веселой весны над лютой зимой.
 
Г от слез тех горячих растает
И кора льодовая, прочная,
Может, цветы взойдут - и наступит
Еще и для меня веселая весна.
 
Импульсом к созданию стихотворения послужило обострение болезни автора, однако преодоление личной недуга под пером поэтессы переросло в утверждение героической личности, которая готова на все усилия отдать борьбе против несправедливости в широком социальном и национально-освободительном аспектах.
Громким аккордом общественно-политической лирики Леси Украинки был цикл стихов «Слезы-перлы», в котором поэтесса «поднимает тяжелое причитания уже не над своей судьбой, над судьбой какого-то героя, но над целым родным краем, над тем народом, забитым в кандалы», - как образно выразился про этот цикл стихотворений И. Я. Франко:
 
Или погибель, или победа -
Си две дороги перед нами станет...
Которая из сих двоих нам судится дорога?
Зря! повстанем, ибо душа восстанет.
 
Следующим произведением, имел широкий резонанс еще при жизни автора, была поэзия «Досвітні огні». Исключительную прозорливость проявила поэтесса, почувствовав и увидев рождения предрассветных огней среди темной самодержавной ночи. В этом стихе два главные, контрастные по содержанию, символические образы - «темная ночь» и «досвітні огні». «Темная ночь», «обладательница ночь», с ее черными, широкими крыльями символизирует реакционные силы царской империи, стремились навеки утвердить свое господство: «Кто спит, кто не спит, - покорись темной силе». Всеімперський характер самодержавного гнета подчеркивается анафорою:
 
Вокруг темнота тяжелая,
Вокруг все спит, как в могиле.
 
Так переданы поэтессой ощущение душной, мертвотної атмосферы царской России. На борьбу с «темнотой тяжелой» выступают светлые, передовые силы общества:
 
Досвітні огні победные, урочі
Прорезали темноту ночи,
Еще солнечные лучи спят, -
Предрассветные огни уже горят.
То светят их люди рабочие.
 
Основная идея произведения - пламенный призыв светить досвітні огне, презирая опасность, мужественно бороться против ненавистного рабства:
 
Вставай, хто живий, в кого думка повстала!
Час для труда наступила!
Не бойся утренней мглы, -
Предрассветный огонь зажги,
Когда еще заря не заиграла.
 
В поэзии Леси Украинки нередко трудно различить личное и общественное. Действительно, только сочетание личного боли в органическом сплетении с сочувствием общественным мог сделать такие выстраданные, такие карбовано-жгучие слова:
 
В черную тучу собралась тоска моя,
Огнем-молнией сожалению мой по ней розточився,
Ударил перуном в сердце...
Пусть там собирается хуже, страшнее непогода,
Пусть там узброїться в острую огненную оружие,
Я выйду сама против бури
И состояния - поміряєм силу!
 
Тема борьбы против социального и национального угнетения разрабатывалась поэтессой на разном жизненном материале (современном и историческом), часто воплощалась в неожиданно прекрасные образы. Так, писательница рассказывает, что в 1897 году во время лечения в Крыму, на вершине горы Ай-Петри, где «словно льды на северном море... все задавило камни, словно пожизненная тюрьма», она увидела «как пламень» большую и волшебный цветок:
 
Камень пробила она, тот камень, что все победил,
Что задавил и могучие дубы,
И тернии непокорные.
Цветок ту вченії люди зовут Saxifraga,
Нам, поэтам, годится назвать ее камнеломка
И шанувать ее более пышного лавра.
(«Отрывки из письма»)
 
Таким волшебным цветком была и сама Леся Украинка, которая в аллегорических образах утвердила идею победы живых, прогрессивных общественных сил над «пожизненной тюрьмой». Это произведение дал ей еще одно имя - Камнеломка, а Андрею Малышко - право сказать о поэтессе-борца:
Встала цветком Камнеломкой, Чтобы развалить империю...
(«Лесе Украинке»)