Сочинение
НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
Проблемы раздвоенности личности в новелле Николая Хвылевого "Я (Романтика)"
Так испокон веков было: одни умирают с тряпкой в руке, а вторые тянулись к стяга зари и шли за хвостами комет, раскусив орех бытия.
/ М. Волновой / Там, где заканчивается Пушкинская улица в городе Харькове, по студенческим общежитием "Гигант" когда-то находилось городское кладбище, которое ныне переоборудована в Молодежный парк. По старой церковью оставили для потомков несколько могил - П. Гулака-Артемовского, драматурга М. Кропивницкого, художника С. Васильковского.
Расцвет национального возрождения последних лет вернул нам имя Николая Хвылевого (Фітільова). Члены общества "Наследие" восстановили могилу одного из самых талантливых зачинателей украинской литературы начала XX века. В поэме "Электрический век" Николай Волновой писал:
И разве посмеет вечность швырнуть в мое лицо упрек? Творчество прозаика, поэта, критика, публициста - яркий пример самоотверженного служения идее "загірної коммуны", которая стала причиной трагедии. Писатель бунтовал, сомневался, боролся, переживал, ошибался и раскаивался. Это не могло не найти отпечатка в новеллах, что увидели свет в 1923-1927 гг.
Наибольшее внимание раскрытию психологии мечтателей, романтиков революционной эпохи автор уделил в новелле "Я (Романтика)". Новеллист стремился раскрыть душевный конфликт между старым и новым. Известный литературовед А. Белецкий отмечал, что произведение "силой своей не имеет себе аналогий в новейшей прозе".
Новелла "Я" имеет лирический зачин. Именно из него возникает зримый, реальный образ матери-Украины: "Из далекого тумана, из тех озер, загірної коммуны шелестит шелест: то идет Мария! Мать приходит к сыну, когда он имеет минутку для передышки между жестокими битвами". "Моя мать - наивность, тихая жура i благость безгранична... И мой невозможен боль, и моя незносима мука теплеют в лампаде фанатизма перед этим прекрасным печальным образом".
Но постепенно нарастает тревога, надвигается гроза, сын видит в глазах матери "две хрустальные росинки". Почему же в прекрасных глазах родного человека слезы, над чем плачет мать-Украина? Видимо, над дилеммой гуманности и фанатизма, человечности и слепой преданности абстрактной идеи. Писатель стремится помочь осмыслить противопоставление светлого и черного, Добра и Зла, что поселили ся в душе главного героя новеллы.
С одной стороны - это инструмент, который должен вершить революционный суд, а с другой - человек, который умеет любить, быть нежной, невидимой силой любви связана с матерью. М. Волновой по-новому раскрыл перед читателем извечный спор между жизнью и смертью. Уставший сын ищет покоя на старческих материнских ладонях. "Я - чекист, но я и человек", - подчеркивает главный герой. Итак, хочется верить, что этим человеком на самом деле должна оказываться справедливый суд именем народа. Но между двумя началами терзается душа м'ятежного сына: Андрюша и мать, Тагабат - человек, с холодным умом и с камнем вместо сердца. Герой не видит выхода. Именно в такие минуты он, коммунар, вызывает сочувствие.
Через раздвоенность души сын должен был застрелить мать. "Тогда я в неге, охваченный жаром какой невозможной радости, забросил руку на шею своей матери и прижал ее голову к своей груди. Потом подвел маузера и нажал спуск на висок". И это во имя революции, во имя дороги к загір-ных озер неизвестной прекрасной коммуны...
Писатель пытался подвести нас к выводу, что такой поступок мог совершить только настоящий революционер, который в критическую минуту "головы не погубил". Но мы все больше начинаем понимать, что фанатичная преданность идее несет только зло, убивает чувство справедливости, чувство понимания Добра и Правды, разрушает человеческую личность, человеческое "Я".
"Там, в далекой неизвестности неизвестно горели тихие озера загірної коммуны". Этими печальными словами заканчивается трагическая новелла - драма раздвоенности человеческой личности, заставляет нас задуматься над величием Матери, которую убивает сын. А Украина, что породила революционера, морально знівіченого абстрактной идеей, прощает ему этот смертный грех.
Новелла М. Хвылевого "Я (Романтика)" стала своеобразным разоблачением жестокости и несправедливости новой системы. Попытка убить в себе человека, убить добро во имя фанатизма, приводит к перерождению в дегенерата.
Вместе со своими героями писатель искал выхода из лабиринтов истории, ошибался и предсказывал, свято верил и люто ненавидел, и, наконец, не выдержал дуализма современной ему эпохи. Раздался выстрел... Но никогда Вечность не жбурне в сторону писателя упрек. И этому свидетельство - надгробие ему среди могил выдающихся людей Харьковщины.
|
|