Сочинение
Николай Кулиш
Художественное воспроизведение проблем українізайії 20-х годов (по пьесе М.кулиша "Мина Мазайло")
Одно слово, это был триумф, общенародное признание,
долгожданный успех... Лесь Курбас
В каждой национальной литературе есть произведения с особым статусом, с особым резонансом и популярностью. их можно назвать поистине легендарными. В украинской литературе одним из таких произведений является «Мина Мазайло» М. Кулиша. После своего первого появления на сцене в конце 1928 года комедия стремительно приобретала популярность, относилась и перепечатывалась. Проблемы произведения, его художественную специфику активно обсуждали в прессе, она стала предметом дискуссии, получив достаточно высокую оценку. В Частности, М. Волновой назвал комедию «Мина Мазайло» «эпохальным» для украинской литературы явлением. Остап Вишня говорил о пьесе как о «необычайной красоты вещь». И, мне кажется, определяющим струей в пьесе является категория национального.
Эта категория непосредственно отражается в национальном движении. А национальное движение в Украине - это феномен, который уже на протяжении нескольких веков составляет проблему дотошного изучения. Само понятие «украинское», «мир украинского» часто находится скорее на подсознании, чем на осознанном уровне. Николай Кулиш был одним из самых ярких представителей проукраинского движения начала XX века. Чувство национального, понимание своей национальной принадлежности рано вошли в сознание писателя, реализовались в чувства национальной гордости.
Устойчивый интерес к вопросам украинской жизни и развития украинской нации начал формироваться у Николая Кулиша под влиянием украинской национальной революции еще во время его пребывания на военной службе, в первой половине 1917 года. Усилился этот интерес после возвращения его из армии в родной Днепровского уезда, где драматург начал заниматься решением конкретных націотворчих вопросов, создав одну из ячеек «Просвиты» и возглавив его. Однако позже писатель начинает несколько критически относиться к традиционным «просветительских» идей, поскольку видел их ограниченность и ідеалістичність.
Своими педагогическими, просветительскими делами М. Кулиш реально способствовал не только распространению украинской культуры на зем лях Таврии, но и в изменении отношения к украинской культуре со стороны таврического общества, формированию у нее украиноведческих и украинотворческим основ. Писатель озабочен проблемами организации и развития национальной школы, формирование украинской культуры, ментальности, национального самоуважения. Критериями национального, по мнению Кулиша, есть органическая отличие, самобытность, неповторимость фактической и духовной наполненности определенных явлений, он связывал проблему борьбы за украинское с изменением общественной психологии. Особенно беспокоил писателя состояние украинского слова, которое он считал презренным, занехаяним. Он ставил цель для украинской интеллигенции «преодолеть пренебрежение со стороны некоторых из крестьянства к украинского языка». Для этого, как считал писатель, украинское начало должно мощно входить в сознание каждого гражданина, представителей различных слоев украинского населения. Поэтому русский язык должен стать основным государственным языком, стать языком науки, искусства.
Мотив национального является сквозным в драматургии Николая Кулиша. Он так писал по этому поводу: «Даже в дальнейших своих пьесах я все равно буду отражать и освещать национальную проблему». Мотивом Украины объединены в один цикл все пьесы писателя. С особой же основательностью разработан в произведениях «Народный Малахий», «Мина Мазайло», «Патетическая соната».
Так, в пьесе «Мина Мазайло» мы видим противостояние двух совершенно отличных жизненных позиций. Одну - здоровую, национально живу, крепкий - пропагандирует Мокий, сын Мазайло. Вторую - мертвую, схоластическую, навязанную извне - выражает Мина Мазайло. И мы видим, что вещание первого из героев характеризуется разнообразием, внутренней красотой, гармоничностью, показывает умение персонажа мыслить логически и грамотно выражать свои мысли в соответствии с средств родительской родного языка. И замечаем, в это же время, как отказ пользоваться национальной родном языке лишает другого героя умение адекватно реагировать на явления жизни, лишает его возможности высказываться четко и ясно. И понятно, что герои находятся на разных уровнях духовности, что один из них - обедненный и обворованный жестокой нивелирующей политикой, которая лишала человека его корней.
Вот что говорит Мокий о свой родной язык, наслаждаясь глубиной и богатством: «Книжка с золотыми берегами. Правда, прекрасно?.. А то еще можно сказать о материи, что она с берегами. Фартук дорогой - золотые берега... А то еще говорят: миска с крутыми берегами. Или пустился берега мужчина, по-русски - на проізвол судьбы».
В противостоянии отца и сына мы можем просматриваться ту национальную ситуацию, которая сложилась в Украине в начале 20-х годов, когда націотворчі движения встречали сопротивление реакционного городского населения, которое воспринимало все как украинское «крестьянское», отсталое, не понимая трагизма потери национальных корней. Именно в это время украинская культура получила на короткий период возможности для своего развития, именно в это время она пережила временное возрождение, которое затем было расстреляно и задушенного. Но даже до введения официальных санкций украинизация душилась изнутри отсталостью и низостью этаких Мазайлів, что стремились быть Мазєніними!
В различных комических ситуациях, построенных прежде всего на сугубо филологической игре слов, драматург раскрывает мелочность интересов чиновничества, которое ставит проблему должности выше проблемы целой нации, проблемы своего национального достоинства и отдает предпочтение ценностям временным. Именно временность интересов Мины Мазайло раскрывает финал пьесы, в котором его «опирания украинизации» снимают с должности. Какой удар для человека, что продала собственные корни!
Николай Кулиш был художником и национальным деятелем с широким просветительским спектром идей, художником, который служил своей нации.
|
|