11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ
Трагический выбор братьев половцев (по роману Ю. Яновского «Всадники»)
Сейчас много литературных произведений возвращаются из забвения. Мы открываем для себя имена тех, о ком сегодня говорят «расстрелянное возрождение», тех, чьи пути разошлись с Украиной на Перепутье истории, чтобы всю жизнь тянуться к родной земле душой и словом. Особенности сегодняшнего дня еще и в том, что произведения многих Писателей, особенно представителей новейшей украинской детворы, требуют нового прочтения, осмысления. Именно к таким шедеврам украинской прозы принадлежит роман Ю. И. Яновского «Всадники», произведение по которому я хочу начать риторическим вопросом самого автора: «Ну скажите, люди добрые, кому из вас болит, что автора много раз жестоко резали хирурги? Кому из читателей интересно, что у автора мозг кипел от муки, что неумолимое жизни виливало на его голову ковш за ковшом хорошо нагірченого боли? Что автор умирал под наркозом много раз, отчаянно фиксируя отмирание каждой части тела?.. Кого обходят! такие глупости и авторове жизни или пепел?».
Как понимать этот вопрос? Какие мысли вызывает реплика?
Думаю, что ответ надо искать на страницах романа «Всадники», анализируя который, П. Г. Тычина сказал, что именно этим романом новейшая украинская литература сдал экзамен на аттестат зрелости.
«Всадники» - жемчужина творчества Ю. Яновского. Этот романе о революции и гражданской войне автор писал в течение трех лет: с 1932 по 1935 годы. Начинается произведение новеллой «Двойной круг», в основе которой шквал событий 1919 года: «В степи под Компаніївкою одного дня августа 1919 года стояла жара, потом дул рыболовный майстро, ходили высокие, гибкие столбы пыли, грего навеял длительного дождя, даже ливня, а между этим шли кровавые бои...». Этот август, как говорит автор, имел неслыханный тембр «Свирепствовали сабли, и кони бегали без всадников, и Половцы не поздняя валы друг друга».
От первых до последних строк первая новелла романа держал читателя в постоянном напряжении: автор концентрирует внимание на самом ужасном, что может быть в жизни: брат идет на брата, брат убива брата!
Отряды Андрея Половца, командира Добровольной армии Деникина, и Оверка Половца, главного атамана купи конного казачестве столкнулись на ровном степи под Компаніївкою. Немного пространства - степ, немного времени - несколько часов, в центре повествования - эти братья одной семьи, сыновья старого черноморского рыбаки Миссия Половца. Но талантливому прозаику, «украинском Гомеру» достаточно этого, чтобы убедительно рассказать о человеческой трагедии раздвоение личного «я», вызванного 1917 годом.
Андрей - белогвардейский офицер, шовинист по своим убеждениям. Слова, срывающиеся с его уст, поражают ненавистью к родному брату и родной земли. Родиной ему стала Россия, а Оверкові он бросает в лицо: «Мазепа проклятый», «петлюровское стерва». Верноподданный служака, вояка «за веру, царя и отечество», герой Сарыкамышу и Евзурума, он пренебрег отцовским завещанием, окликнув Оверкові: «Проклинаю тебя моим русские сердцем, именем великой России - матушки...».
Ненависть ослепила глаза Андрею и только после упоминания Оверка о родной дом и после вопроса «Что тебе вспоминается?» сич ший брат ответил: «...отец и его слова: поэтому рода не я перевода, в котором братья радуют согласие». Не дрожал голос Оверка, когда он воскликнул: «И рубите его, казачество», не говорила совесть, когда чорнопличники взялись карманов изрубленного врага, не приходили в голову родительские слова о род, ибо он был уверен в том;» что род переведется, государство будет стоять.
Еще не рассеялся дым первого боя, как налетели махновцы под черным флагом во главе с командиром Панасом Половцем. Через воспоминания Мусия Половца мы узнаем, что Панас до революции был контрабандистом и уже тогда ему присуща была нечестность и коварство.
Панас, как и Андрей и Оверко, - жестокий, безжалостный. Именем батьки Махно с улыбкой на устах он собственноручно убивает Оверка, забыв о родительский завет, проклиная брата «большой ненавистью и судьбой щербатою». У Панаса другое мировоззрение, чем у Оверка: «...мы анархию несем на плечах, зачем нам род, зли не надо государства, не надо семьи, а свободное сожительство».
Не успел Афанасий «выкопать убежище двум братьям», как за «дождем появилось марево: развернулся издалека красный флаг конного отряда интернационального полка во главе с Иваном Половцем. Несколько минут бешеного боя - и уже Панас перед Иваном. В голову пришло детство, необъятный простор моря и родителей завещание, и что Иван ответил: «...не все в роде путящі. Есть горем горьовані, сознанием подкованы, пролетарской науки люди, а есть воры и бессознательные враги и наймиты врагов ... род распадается, а класс стоит...». Панас «пустил себе пулю в рот».
Сашка четырнадцатилетнего Иван «милует», а сам парень пока не понимает, чего он вообще пошел за Панасом, лучше было, если бы он был у матери.
В чем же трагедия братьев Половцев? Все они - сыновья честного рыбака Мусия Половца. И в сложных политических обстоятельствах лет революции и гражданской войны братья стали выразителями различных классово непримиримых групп. Обострение классовых противоречий и обусловливает конденсацию сюжета новеллы, в основе которого страшная жизненная правда: перед отцовской избой брат убивает брата Безусловно, здесь есть определенная гиперболизация, которая придает образам несколько символического звучания.
Но это символы стиля писателя, и они не ослабляют наше восприятие событий гражданской войны.
Идейная направленность новеллы в словах старого Мусия: «Тому роду не будет перевода, в котором братья радуют согласие». И с каждой смертью содержание этого тезиса отрицается, приобретает другие формы и завершается Ивановым: «Род распадается, а класс стоит». Итоги трагедии подводит комиссар Герт: по его мнению, братья Ивана погибли потому, что были одного рода, и не одного класса.
Эти слова, возможно, является ключом к пониманию названия новеллы. Может, класс и род - это то двойной круг, в котором замкнутый жизни пятерых братьев. Выход из этого круга диктуется суровыми законами классовой борьбы. Если это так, то тогда правильным будет и такое мнение: чувство классовой непримиримости выше чувство родовой принадлежности. В кровавое круг гражданской войны загнали себя братья Половцы. Презрев отцовским завещанием, они стали братовбивцями, предателями, преступниками, жертвами разнообразие идеологий. Такая история, такой закономерный ее развитие по спирали.
Существуют и другие мнения относительно названия новеллы. Кое-кто думает, что это борьба правды и кривды, добра и зла, правды богатых и правды бедных.
И как бы мы не толковали название новеллы, закономерным является одно: не будет крепкого рода - не будет государства. Род - это часть государства. И хочется верить в то, что в будущем люди станут братьями и по крови, и по духу. Маленький лучик этой надежды светится в конце новеллы: Иван не убивает Сашу, объясняя его принадлежность к проклятым махновцев молодостью. Возможно, от этой ветки возродится род Половцев?! Хочется верить в это. А еще хочется верить в то, что наша независимая Украина не повторит ошибок братьев Половцев, а их позорные поступки воспримет как предостережение для будущих поколений.
|
|