Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Григорий Сковорода
ТЕМА «СРОДНЯТСЯ» ТРУДА В ТВОРЧЕСТВЕ Г. СКОВОРОДЫ

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) - украинский философ-гуманист, выдающийся писатель XVIII века. Самобытность таланта и неординарность взглядов мыслителя захватывали практически всех, кто знакомился с его творчеством. «Многое в его мировоззрении есть удивительно близкого мне, - говорил Лев Толстой. - Я недавно еще раз его перечитал. Мне хочется написать о нем. И я это сделаю. Его биография, пожалуй, еще лучше его произведения, но какие красивые и произведения».

Действительно, биография писателя довольно необычная. Родившись в бедной казацкой семье на Полтавщине, он впоследствии стал одним из образованнейших людей своего времени и образцом для грядущих поколений. Как одаренный студент Киево-Могилянской академии с замечательным голосом и музыкальными способностями, Сковорода попадает в Петербург. В декабре 1741 г. вместе с другими одаренными студентами его взяли к придворной хоровой капеллы царицы Елизаветы, где он почти три года был певцом. 1745 г. - поездка за границу, где в течение пяти лет Сковорода посещает лекции знаменитых ученых Германии, Словакии, Польши, Италии, Австрии, знакомится со взглядами различных философов, совершенствует знания языков.

Высокая образованность и всесторонняя одаренность писателя, мудрость и интеллект делали его фигуру значительной и заметной среди современников. Но резкая противоположность прогрессивных взглядов философа официальной точке зрения обусловила непродолжительность его пребывания в разные времена на должности учителя. 1750 г. - Сковорода работает преподавателем пиитики в Переяславском колледже. Идейные расхождения с епископом привели к конфликту с ним и потери должности. С 1757 г. - домашний учитель у помещика Степана Томары в с. Ковраї на Харьковщине. С 1759 г. - некоторое время преподаватель Харьковского коллегиума. Отказывается Сковорода и от монашества и высокого сана в Киево-Печерском монастыре. На предложения по принятию духовного сана отвечал: «Я столпотворение собой умножати не хочу, довольно и вас, столбов неотесанных, в храме божьем», «ешьте жирно, пейте сладко, одевайтесь мягко и чернецтвуйте». Выбрав себе жизнь среди народа, путешествуя по городам и весям, Сковорода наблюдает окружающий мир, жизнь людей и природы, которая была для него большой и мудрой книгой, изучая которую, можно понять смысл бытия. По желанию Г. С. Сковороды на его могиле высечены слова: «Мир ловил меня, но не поймал».

Образ жизни имел чрезвычайно большое влияние на формирование философской концепции выдающегося просветителя, что, в свою очередь, отразилось в его художественном творчестве. Ярким свидетельством этого может быть сковородинська концепция «сроднятся» труда, в контексте которой известный тезис «познай себя» наполняется новым содержанием. Речь идет уже о самопознания и самосовершенствования человека на основе «сроднятся» жизненной деятельности. Труд - это всепобеждающая сила, без которой не может быть добра и счастья. Но она приносит радость и удовлетворение только тогда, когда есть «сродною», отвечает индивидуальным наклонностям человека. Чтобы быть счастливым, человек должен познать себя, свои способности и выбрать тот или иной вид общественно полезного труда. То есть Сковорода говорит о труде не как средство существования, а как величайшую жизненную потребность и наивысшее наслаждение. Даже социальное неравенство писатель рассматривает с точки зрения идеи «сродности».

Социальное неравенство, по мнению философа, это абсурдное явление, ибо справедливо было бы говорить лишь о неравенстве способностей, дарований, то есть неравенство природного происхождения. Поэтому и классовые противоречия Сковорода объяснял только моральными факторами, игнорируя социальный момент, отдавая предпочтение природным задаткам, которые должны определять место человека в жизни. Критика социальных пороков у него связана с изменением жизни путем искоренения «несродної» труда во всех сферах общественной деятельности. Совершенствование общественных отношений возможно лишь при условий жизни людей, основанного на труде, которая приносит наслаждение. Идея «сроднятся» труда является предметом размышлений многих философских трактатов Сковороды. Самым известным его произведением, где дается анализ этой проблемы, является «Разговор, называемый Алфавит, или Букварь мира».

Именно этой идеи в различных ее аспектах (общественно-политическом, эстетическом, этическом) посвятил значительную часть своих произведений автор первой в украинской литературе сборника басен, вышедшей под названием «Басни харьковския» (1769-1774).

Подобно произведениям Эзопа, басни Сковороды написаны прозой. Состоят они из двух частей. Первая - это, как правило, очень краткое изложение какого-либо события, факта; вторая - толкование ее автором, поучение, мораль или, как назвал ее Сковорода, - «сила». Часто это гораздо больше первой части философские размышления над тем, что такое счастье, для чего человек должен жить. Одновременно это и критика различных человеческих пороков, которые мешают ей полноценно чувствовать жизнь, наслаждаться ею. Выбрав литературный жанр басни, Сковорода стремится как можно полнее передать в нем свое философское видение мира. Фактически, байка используется как повод для размышлений, что могли бы существовать и самостоятельно. Поучения, вынесенное за пределы сюжета и развитое независимо от него, - вот что главное для автора басен. Поэтому такое преимущество предоставляется второй части - морали, которая превосходит фабулу, что выполняет функцию примера. Сама же басня часто превращается в средство изложения философских идей. Важную, роль в басне играет диалог, построенный на спорах действующих лиц. Это видно уже из названия басен: «Орел и Сорока», «Муравей и Свинья», «Сова и Дрозд», «Щука и Рак», «Собака и Кобыла», «Орел и Черепаха».

Сюжеты басен оригинальные, содержание выразительный, по-философски осмысленный. Так, в басне «Змея и Буффон» Сковорода говорит о необходимости труда для обновления людей и их жизни. Мудрая Змея помолодела, сбросив с себя старую кожу, только после того, как приложила усилий, чтобы пролезть сквозь узкую щель. Буффон же не способен на это, потому что неповоротливый и ленивый. Басня учит не жалеть сил и энергии ради обновления жизни как отдельного человека, так и общества в целом: «Кто труда не приложит, тот до добра не придет». То есть только труд может дать добро, ощущение молодости и счастья. Ибо «чем лучше добро, тем большим трудом, словно рвом, оно обкопано».

Настойчивость, силу воли проявляет также Олень - персонаж басни «Верблюд и Олень», который, преодолевая трудности, добирается до источника с чистой водой. Между тем,ленивый и мешковатый верблюд пьет мутную воду. Счастье Оленя именно в том, что Бог наделил его трудолюбием, которая помогает ему находить чистую родниковую воду - другой олени не пьют. Образ жизни всегда влияет на вкусы и предпочтения. И поэтому спешит Олень, чтобы как можно быстрее отыскать прозрачный источник; и поэтому лежит Верблюд, котором}' мутная вода слаще от чистой.

Достаточно полно выражает Сковорода свои взгляды на необходимость труда за природными наклонностями в басне «Пчела и Шершень», сюжет которой был довольно распространенным среди русских баснописцев XVIII века. Паразит Шершень насмехается над Пчелой, указывая ей на то, что она такая глупая: работает не столько на себя, как на других. Но Пчела называет Шершня дураком, потому что для нее работа - самая сладкая вещь («нам несравненно большее утешение собирать мед, чем есть»). Хотя «мед любит есть и медведь, и шершень тоже лукаво его достает». Пчела объясняет «господину совітнику», что именно они и родились для того, чтобы собирать мед, а жить без этого труда и вволю мед есть - то для них «все равно, что смерть. Именно в «сродній» труда Пчела получает удовольствие, только в ней она чувствует себя счастливой. Байка перерастает в целый трактат, пересыпан многими фактами из жизни, библейскими высказываниями, ссылками на Эпикура, Цицерона. Сковорода приводит много примеров, доказывая, что счастье человека - в «врожденном деле», что нет ничего хуже, «как купаться в достатке и смертельно мучиться без врожденного дела». «Взгляните на жизнь блаженной натуры и научитесь. Спросите вашего борзой, когда он повеселее? - Тогда, - ответит вам. - когда охочусь зайца. - Когда заяц вкуснее? - Тогда, - ответит охотник, - когда хорошо за ним охочусь». Охотничья собака самый веселый тогда, когда охотится на зайца; домашний кот, поймав мышь, не ест ее, потому что главное для него - именно процесс охоты, а не удовлетворения своих потребностей; замкнутая в изобилии пчела умирает со скуки от того, что не может летать по цветущим лугам, собирая пыльцу.

Кроме сборника басен, Г. Сковорода оставил нам отдельные стихи и притчи, а также превосходную поэтический сборник «Сад божественных песен», в состав которой вошли тридцать произведений, написанных в течение 1757-1785 гг. Эпитет «божественный» следует скорее всего понимать как «прекрасный», великолепный». Тема произведений разносторонняя. Вообще, это своеобразный лирический дневник, в котором отразились размышления, события, настроение автора, переданные в разной форме: панегирики, сатирические стихи, песни о природе и ее красоте. Проблема «сроднятся» труда не является предметом отдельного разговора в этой сборке. Хотя в определенной степени иногда она просвечивает из подтекста некоторых стихов - и пейзажных стихов, и тех, где автор передает свои размышления о человеке и мире, и тех, которые имеют явно социальное направление, носят разоблачительный характер.

Как видим, философское учение Г. Сковороды о сущности человека отражалось в произведениях писателя, знакомство с которыми у многих еще впереди. Бесспорно, написаны не совсем привычным для нас языком, с использованием старославянских, украинских, российских, а иногда и латинских слов, произведения Сковороды непростые для восприятия, что в некоторой степени затрудняет знакомство с ними. Но великая мудрость и глубокий смысл этих произведений выдающегося украинского просветителя делают их именно сегодня необходимыми и актуальными для читателя.