(Поэма)
Да лучше есть на своей земле костю лечи, ине ли на чюже славну бьіти.
(Летопись, по Ипатским списку)
В наших древних летописях есть один рассказ, который не блещет красотой, не вихвалює героев, но трогает сердце. В нем таится какое-то предсказание, что поддерживает надежду и веру в идеалы тех, «которые уже край свой родной зацурали, забросили...»
***
Жил когда-то в Киеве в неволе любимый сын половецкого хана, малый парнишка. Однажды во время похода его взял в плен князь Владимир Мономах и оставил при себе красоту.
Мальчик жил в роскоши и со временем понемногу стал забывать родной степи, а чужой край и обычаи считал родными.
И не так жилось хану «без любимого ребенка», в одиночестве. Он тосковал и горевал, не ел и не спал.
Тогда позвал своего гудця и обратился к нему с такими словами: «Слушай, старичок, ты шугаєш ясным соколом в облаках, серым волком в поле скачешь, разбираешься в чарах. Божий дар ты имеешь с неба - людям предвещать судьбу, словом, песней своей всех к себе привлекать».
И попросил гудця пойти в Русскую Землю, отыскать сына, рассказать, как за ним убивается его отец. А чтобы он вспомнил все, хан сказал посланнику: «Спой ты ему песню нашу, родную, половецкую, жизнь привольное наше, нашу удачу молодецкую. А как все то не поможет, дай ему евшан-зелье, чтобы, понюхав, он вспомнил степи свободного приволье».
И пошел гудець в дорогу, шел три дня и три ночи. Пришел в Киев в полночь, прокрался, как вор, к сыну своего господина и стал его уговаривать вернуться. Но слова на парня не действуют, ибо забыл он и отца, и семью. Тогда гудець ударил по струнам, запел песню «свободного народа» «о лицарськії походы», «о славных событиях». Сначала «ревели-стонали струны», «как бешеная метель». Потом пение сменилось на «народный, колисковий». Гудець тихо запел молодому половчанинові ту песню, которую ему пела мать, когда качала. Но ни пение нежный, как молитва, ни сильный, сильный «не впечатлил юношеское сердце». Склонил голову старец в отчаянии: «Там, где рустка вместо сердца, спасения уже не будет!..» Вдруг вспомнил о евшан-зелье, достал заветный сповиток и дал юноше понюхать то ботва. С тем произошло чудо. Парень поблід, зірвавсь на уровне ноги и перед ним «Родной степ - широкий, свободный, пишнобарвний и цветастый - вдруг стал перед глазами, с ним и батенька несчастный!.. Воля, воленька любимая! Родные шатра, родные люди...»
Он воскликнул: «Лучше в родном крае милім лечь костьми, скончаться, чем в земле чужой, враждебной в славе и почете пробовать!» - и отправился вместе с гудцем в дорогу, минуя стражу.
***
«Украино! Мама дорогая! Не то ли же с тобой случилось?» Много ли твоих сыновей осталось, не отреклись они от тебя?
Когда были кобзари - гудці народные, что доносили до людей « Заветы благородные», «а однако той силы духа, что зрива на ноги, у нас нет и окольными путями мы блукаєм без дороги!.. Где же того євшану взять, того зілля-привороту, чтобы на определенный путь направит,- пути свой край поворота?!»
1899 г.
---
Евшан-зелья - разновидность полыни, что растет в южных степях; имеет сильный и одновременно нежный, приятный запах.
Гудець - музыкант и певец.