Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Украинское барокко

Почему же украинская нация избрала своим ведущим культурным стилем XVII-XVIII веков именно барокко? Почему не классицизм Российской империи, не польскую готику? Наверное потому, что в течение целой эпохи, прошла после исчезновения Киевской Руси, украинские земли были под властью разных государств, которые в целом не способствовали развитию национальной культуры Украины, и чтобы выжить, пронести какую-то своеобразную, сугубо украинскую мнению, надо было проявлять ее не прямо, а как-то «мягко», чтобы вместе донести ее до народа и не угробить ни себя, ни свое творчество, чтобы мысль твою к широкой аудитории допустили, а не сгноили в каком-то подвале. Для такого способа выражения мнений и является наиболее подходящей стилистика барокко, где в пышных фразах можно спрятать истинный смысл произведения, спрятать так, что тот, кто не будет знать, что он ищет, не найдет ничего. Таковы были исторические обстоятельства, при которых формировалась культура эпохи казачества. Украина исторически была вынуждена избрать главной культурной вехой стиль барокко, потому что боролась за слоя независимость, старалась высказываться открыто, не пряча смысл за пышностью фраз.

Украинская барочная архитектура в отличие от преимущественно декоративного западноевропейского стиля более конструктивістична, с умеренной декоративностью и спокойными формами. Украинское барокко оставило после себя многочисленные памятники церковного и гражданского строительства, в частности, здания Киево-Печерской лавры, ворота Зборовского возле храма св. Софии в Киеве, лепные украшения главной церкви Лавры, Покровский собор в Харькове, А церковь. Киселя в Нискиничах на Волыни, дворцы в Збараже, Бережанах, Баре, строение Д. Апостола в Сорочинцах и много других. В эпоху украинского барокко большого развития достигает граверство и деревянная резьба, что пользуются сложной символикой, геральдическими знаками, пышными орнаментами.

Для музыкального барокко в Украине характерны пышность, декоративность, драматизм, проникновение во внутренний мир человеческих чувств, синтез искусств и одновременно стремление отделить музыку от слова, развитие сугубо инструментальной и хоровой музыки. Эти черты присущи творчеству М. Бортнянского, М. Березовского, А. Веделя, Г. Рачинского и других.

Много барочных черт сказалось на литературных произведениях так называемых «перелетных птиц», то есть украинцев, которые учились в польских или западноевропейских университетах. Несмотря на их европейскую образованность, Петр И позвал их возглавить в России церковные и образовательные учреждения. Лучшими среди них были Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Дмитрий Туптало и Симеон Полоцкий. Но было и много других. Некоторые из странствующих ученых-священников еще своего пребывания в Киеве сделали значительный вклад в культуру. Так, излагая поэтику в Киевской академии, Прокопович 1705 года написал историческую драму «Владимир», что воспевала принятия христианства на Руси. Посвящена гетману Мазепе пьеса содержала ярко выраженные признаки патриотизма, в частности, в трактовке Прокоповичем Киева как «второго Иерусалима». Стефан Яворский, ректор Киевской академии, славился элегантными стихами, писанными на украинском, польском и латинском языках.

Выходили из Киевской академии и писатели другого сорта. Это были не священники, не преподаватели, а студенты, которые впоследствии стали казацкими хорунжими и писарями. В противовес богословским проблемам, красочным панегірикам, ученым диспутам, которыми восхищались их учителя, эти писатели интересовались прежде всего историей родного края и писали так называемые казацкие летописи. Среди них видное место занимают Самойло Величко, Григорий Грабъянка, Семен Дівович, Григорий Полетика и много других.

Завершение эпохи барокко в истории украинской культуры было связано с появлением ли не самому значительному в истории философской мысли Украины в учение, создателем которого был выдающийся философ и поэт, певец и музыкант, баснописец и педагог Григорий Сковорода.

Стиле, барокко имел возбуждать чувства человека и в такой способ овладевать ее мыслями. Он отдавал предпочтение форме перед содержанием, вычурности перед простотой, синтезові перед самобытностью. Именно способность к синтезу сделала барокко особенно привлекательным для украинцев - нации, которая находилась между православным Востоком и латинизированным Западом. Барокко не добавило украинской культуре каких-то новых идей, оно скорее предлагало новые приемы, такие как парадокс, гиперболизация, аллегория, контраст - и все они помогали культурной элите эффективнее определить, проработать и развить старые истины. Барокко предоставило художникам Украины культурный динамизм, стремление к совершенству, жажду общения с Западом.