Проблема «человек и земля» была одной из центральных в художественной литературе
XIX-XX ст.
Повесть О. Кобылянской «Земля» - психологическая драма о власти земли над
человеком. Сложные испытания моральным выбором подготовила судьба Марийцы и
Івоніці. Для Івоніки главное - земля, труд, честь, земля набирает каждый раз большей
власти на ним, над его помыслами. Однако Федорчук не сломался, добивался всего
тяжким трудом, земля стала для него живым существом, смыслом жизни, а потому такой
страшной была его трагедия, разочарование в земле.
Мария тоже всю свою силу вкладывает в хозяйство, мечтает иметь больше земли,
обогатиться. Догадываясь, что Савва виноват в смерти брата, они оба идут против
правды, защищая убийцу.
Нв отличие от отца, Михаил не стремится расширения хозяйства, в него
нет сильных собственнических инстинктов - только глубокая любовь к земле, с которой он
питался, а еще - любовь к бедной наймички Анны.
Зато Саввой руководит желание иметь землю любой ценой: можно пролить
кровь, даже невиновного человека, даже родного. Рахира как раз до пары Савве, ведь
она такая же. Душа Савина заплыла ленью, дышало неприязнью, а то и злобой
на всех вокруг, кроме самого себя и Рахіри.
Страшная ненависть к Савы залегла в душе Анны после убийства ее возлюбленного,
но не опустошил ее. Петр и Анна по-своему хотят отговорить сына от зла,
потому что их ограниченное крестьянским бытом жизненный опыт не позволяет увидеть
глубинные истоки местной драмы, ведь земля нуждается именно в таких, как Михаил, -
трудолюбивых, честных. И тогда не человек для земли, а земля - для человека. Бояться
надо не частной собственности, а духовной нищеты, морального
звиродіння.