Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Отражение трагических страниц истории в поэме-мистерии Т. Шевченко «Большой погреб»

Тарас Шевченко часто обращается к исторической тематике в своем творчестве, не ограничиваясь изображением определенных исторических лиц или фигур. Талантливый художник много размышляет над исторической судьбой Украины, изображенное сопровождает размышлениями, философской глубине которых может позавидовать не один философ от литературы. Мне очень нравится то, что каждый раз Т. Шевченко использует оригинальные художественные средства, что делает его произведения интересными и неповторимыми.
Поэма-мистерия «Великий льох» примечательна уже своим жанровым своеобразием. Поэма-мистерия - довольно редкий жанр литературы, которое зародилось и существовало в Средневековье, рассказывая в основном о жизни Иисуса Христа. Возможно, выбором этого жанра поэт хотел показать, что судьба Украины есть и должна быть святой для каждого украинца? Или то, что судьба нашей Родины полна таких же невинных страданий, которые претерпел мессия? Наверное, и то, и другое.
Особенной является и композиция произведения. Он состоит из трех частей, в каждой из которых действует по три человека. Символика чисел часто играет большую роль в литературе... В первой части мы наблюдаем за судьбами душ умерших, которые маются по свету, не находя себе пристанища. Это душа девушки, которая с полными ведрами перешла дорогу Богдану Хмельницкому, тем самым впевнивши гетмана в правильности идеи объединения с Россией, вторая душа - душа девушки, которая поила коня московского князя, тогда как московское войско разрушило Батурин. Третья душа - душа младенца, улыбнулась Екатерине II. Эти души не пускают в рай и не пустят до тех пор, пока украинцы не получат себе волю, не восстанут против угнетения, не возродят национальную гордость. Возможно, такое наказание является преувеличением? Но во времена, когда украинская национальная идея была заброшена и забыта, такое преувеличение выглядело весьма поучительно.
Вторая часть «Большого погреба» - разговор трех ворон (польской, украинской и московской), которые обсуждают, хвастаясь друг перед другом, кто больше горя принес Украине.
Очень красноречиво и символично третья сцена поэмы-мистерии - появление лирников. Это слепые немощные люди, они символизируют так же слепое и немощное поколение, которое спит духовным сном, проявляя пассивность в решающий для Родины время.
В поэме-мистерии автор изображает и действия москалей на Украине, которые ведут себя жестоко и несправедливо, хазяйнуючи не на своей земле.
Произведение Тараса Шевченко «Большой погреб» является художественно совершенным и глубоким и поучительным содержанием. Читая его, я убедился в том, что некоторые резкие суждения, что их скрыто высказывал Кобзарь, были не националистическими (как трактовала их советская цензура, выбрасывая «Большой погреб» из тогдашних изданий «Кобзаря»), а не наиболее мягкими относительно тех исторических и культурных событий, которые Тарас Шевченко видел на собственные глаза. Самое страшное то, что даже после обретения Украиной долгожданной независимости мы все еще не можем полностью решить тех проблем, на которые пророчески указал нам Кобзарь столько лет назад...