Юрий Федькович родился 8 августа 1834 года в селе Сторонке-Путилові, что раскинулось в живописной гористой части Буковины. В узкой долине шумела река Путиловка, на левом берегу которой, в тени елей, стоял родительский дом. Красота родной земли навсегда вошли в художественный мир Федькович, пронзила его произведения.
Не от отца, дворянина по происхождению, управляющего барского имения Адальберта Гординского где-Федьковича, а от простых, но душевно богатых людей проникся будущий художник народным пониманием правды и кривды, добра и зла. Детский мир парня был неразрывно связан с матерью Анной - доброй, искренней, трудолюбивой женщиной, которая не чуралась простых крестьян-гуцулов, говорила только по-украински и передала сыну любовь и уважение к родному языку. От старшей сестры Марии Юрий перенял много сказок, песен, исторических преданий.
Учился Юрий у частного учителя в соседнем селе Киселицы, а позже в немецкой нижней реальной школе в Черновцах. Закончить ее не удалось, потому что над краем прокатилось 1848 года крестьянское восстание, возглавленное Лукьяном Кобылицей. После подавления восстания брат Юрия Иван, спасаясь от преследований, уехал в Молдавию, а за ним отправился "хлеба себе зреть" и четырнадцатилетний Юрий. Работал, на кусок хлеба зарабатывая, сначала у землемера, а потом у аптекаря, расширял свой кругозор самообразованием, делал первые шаги на ниве поэтического творчества. Стихи писал на немецком языке, потому что учился в немецкой школе, "знал только немецких поэтов и читал одни только немецкие книжки".
Тяжелая личная судьба породила в душе юноши ненависть ко всякому насилию, способствовали формированию его демократических убеждений.
Осенью 1852 года по настоянию отца Федькович вынужден был вступить в императорскую армию, выйти на "темную дорогу" своей жизни. Началась ненавистная жовнірська служба, длившаяся более 10 лет, подрывая физические силы "бедного жовняра, а из рода простого мужика", нанося ему тяжелых душевных ран. Любил Федькович свои зеленые горы, а злая судьба забросила его в далекие чужие края, жовнірською униформой сдавила его співацьке сердце.
Единственным утешением Федьковича были искренние разговоры с "простыми солдатами".
В составе 41-го полка Федькович участвовал в походе в Италию во время австро-итало-французской войны 1859 года. Именно тогда, накануне битвы, он написал первое свое стихотворение на украинском языке "Ночлег".
После итальянского похода Федькович прибыл с частью полка до Черновцов. Полуторагодичное пребывание в этом городе было чрезвычайно важным для формирования литературно-эстетических взглядов писателя. Здесь он познакомился и подружило с активным участником революционных событий 1848 года в Вене, прогрессивным немецким поэтом Эрнстом Нейбауером.
Роль Нейбауера в становлении Федьковича, как поэта была довольно значительной. Нейбауер предоставил молодому писателю моральную поддержку, вселил в него веру в поэтическое призвание, ввел буковинского художника в круг своих знакомых, среди которых была и Эмилия Марошані, в которую Федькович влюбился. В доме Марошані Федьковича состоялась встреча с А. Кобылянским, после которой поэт по-новому взглянул взглянул на свое творчество на украинском языке.
1861 года семь стихотворений поэта было напечатано под названием "Жовнярські думы" в приложении к брошюре А. Кобылянского "Слово на слово редактора "Слова". Зазвучал свежий унылый, задушевный, чистый, словно вода в Довбушевій колодца, голос певца, которому суждено стать предвестником пробуждения трудящихся Буковины и Галичины к активной общественной жизни.
Стать на путь служения украинским словом трудовому народу помогли Федьковичу представители прогрессивной молодежи - А. Кобылянский, К. Горбаль, Д. Таняцкевич.
Во время выхода своего первого сборника поэзии Федькович находился в глухом венгерском городке Кезді-Васаргелі. Он рвался "межи свои люди", чтобы служить "горячо любимому народу песней и пением".
1863 года Федькович вырвался наконец из цесарской армии и вернулся в родное село. Вдыхал жадно горный воздух, любовался Черногорой, а сердце кривавилося народным и личным горем.
Смерть матери еще более усугубила положение поэта. 24 января 1864 года он писал в письме к Д. Танячкевич: "В субботу по Новому году я похоронил свою мать старушку, ту мученицу-вдову, а сам оставсь сиротой навеки... теперь я знаю как люди плачут!"
С простыми людьми делился Федькович своим несчастьем, находил в их языке утешение для себя. Не отличался от них ни языком, ни одеждой, ни обычаями. Вот как он сам описывал свой внешний вид: "...Волос длинный, подстриженный ус; в будни хожу в лаптях, в седых гачах, в байбараці с голубыми шнурами, в угорськім шляпе, а в воскресенье - в сапогах, в чирчикових гачах, в прошиванім сардаці, в кресалі с бляхой и с огальоном, рубашка вышитая, а черес новый в 5 пряжек".
Господа бюрократы, чиновники пытались унизить писателя, называли его "Простым Федей", "лайдаком", "хлопком отметив". Им в ответ Федькович заявил:
Я же тебя не звержуся,
Русский мой сардаче, -
Теперь уж я спою,
Теперь аж заплачу,
Ибо имею ся во что упереть!
Широкой полы
Не скину тя, мой сардаче,
Никогда, никогда!
В простых людях Федькович видел носителей народной мудрости, высоких принципов морали, душевной красоты, эстетической привлекательности.
Много усилий приложил Федькович, чтобы распространить образование среди трудящихся. Он был школьным инспектором, выступал за обучение в школе на родном языке, составил "Букварь для хозяйственных деток на Буковине". Во имя "великой судьбы" народной боролся, работал, творил, преодолевал невероятные трудности.
И жизненный путь писателя не была легкой. Четырнадцать "черных" месяцев (1872-1873) писатель вынужден был тянуть лямку каторжной работы - писать разные моралізаторсько-церковные сказания, духовные и физические силы истощались. Снова и снова Федькович убеждался, что "лишь в простом состоянии доброе сердце, гонор, поэзию найти можно, а где? - редко или никогда".
Приглушенная во Львове творческая искра еще раз вспыхнула в Путилові: поэт подготовил сборник "Дикие думы". Все чаще он обращал взгляд в сторону Приднепровской Украины, мечтал напечатать там произведения. И слава о буковинского певца докатилась бы до берегов старого Днепра-Славутича. в 1876 году в Киеве вышли в свет "Повести Осипа Федьковича". Слово Юрия Федьковича становилось достоянием всего украинского народа, а составитель сборника Михаил Драгоманов поставил его рядом с "наиболее любимыми писателями" Украины. Однако постоянные травли, преследования, грубые нападки реакционной прессы подтачивали здоровье Федьковича, расшатывали его нервную систему, взрывали творческие силы.
В душной атмосфере гнета, не видя поддержки со стороны буржуазной интеллигенции, писатель впал в отчаяние и уныние и решил навсегда отойти от литературной деятельности. в 1876 году он переехал в Черновцы и на много лет заперся в четырех стенах своего дома, устранился от активного общественно-культурной жизни. Было ему очень трудно, "большая тяж... сердце давила" (С. Воробкевич). Часто размышлял над судьбой своих стихов, растерялись где-то по редакциям венских, львовских, черновицких газет.
На склоне жизни Федькович восстановил литературно-творческую деятельность. В 1885 году он стал редактором газеты "Буковина" и предоставил ей демократического направления. На страницах этой газеты от 16 мая 1886 года были напечатаны такие знаменитые строки: "Мы должны раз и навсегда покинуть наш смешной и для нас пагубное сепаратизм, ради которого мы в закутке и отделено до сих пор жили, как какая-то новая, то есть какая-то "буковинская нация", и должны начинать жить якоби одним духом и одним телом с прочим русским народом".
в 1886 году в Черновцах было отмечено 25-летие литературной деятельности писателя.
Последние годы жизни Федьковича обозначены напряженным трудом. Из-под пера поэта вышли оригинальные стихотворения "К лире", "Наши старики", "На Новый год", "До наших румынии пробок", новые редакции драматических произведений. И тяжелые условия жизни подорвали здоровье писателя. Выражая свое последнее желание, Федькович писал: "Любящее сердце и нежные руки прошу посадить на могиле и вокруг него елку, розы и барвинок, чтобы мыло было отдохнуть. В головах класть мне не крест, а ель! Крестов в своей жизни я имел достаточно".
11 января 1888 года навеки затихло усталое сердце буковинского певца. Крестьяне-гуцулы горько оплакивали своего отца Федьковича".
Список использованной литературы:
1. П. К. Загайко "Изучение творчества Юрия Федьковича"
|
|