9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Т. Шевченко
IV вариант
Запорожская Сечь - один из мировых феноменов, над которым задумывались, который пытались разгадать многие поколения исследователей.
Казаков Сечи называли в народе «святыми рыцарями», их воспели в думах, песнях и легендах. Доблестные запорожцы стали героями множества литературных и художественных произведений. Весьма гордился принадлежностью к казачеству Тарас Григорьевич Шевченко. Именно поэтому он так вдохновенно воспел знаменитое рыцарство в своих произведениях. И не удивительно, что образ казака является одним из основных в его поэтическом творчестве.
Уже в ранний период творчества Кобзаря фигура казака-рыцаря, защитника народа, его воли и православной веры является своеобразной тоской поэта по прошлому. Подтверждением тому является поэзия «Тарасова ночь». В основу произведения положены события 1630 года, когда состоялся бой казаков против войск польского гетмана С. Конецпольского под Переяславом. Во главе борьбы стоял Тарас Трясило, который в тесном единении с казаками одерживает победу над врагом. В этой поэме Шевченко высоко превозносит героизм украинского народа в борьбе против внешних врагов. Чтобы лучше раскрыть величие и красоту казацкой доблести, автор обращается к фигурам Наливайко, Павлюка. Вспоминая былые события, поэт выражает тоску, что где-то делась воля, о которой теперь только кобзари поют:
Было когда - царили,
И больше не будем!
Той славы казацкой
Век не забудем!
Этот мотив звучит и в поэме «Иван Подкова», в которой главный герой наделен сверхъестественной силой и мужеством. Вот Подкова поднял шапку - и лодки стали, затихло море; надел шапку - и «снова закипело синее море», снова зверюгой стонет бурная природа, а казакам безразлично - они спокойно «плывут себе и поют».
Поэма «Пленник» отражает картину проводов отцом сына на Сечь, где бывалый казак передает в наследство единственному отпрыску свою гордость, силу - казацкое оружие:
Послужи, моя ты оружие,
Молодой еще силе,
Послужи ему так искренне,
Как мне служила!
Дух древних казацких времен, неповторимый героизм рыцарей Сечи воспроизвел Тарас Шевченко в поэме «Монах». Центральной фигурой произведения является Семен Палий, о котором в народе сложено множество песен и легенд. Удалой казак прошел все испытания судьбы. И теперь на склоне лет, по старым запорожским обычаям, он постригся в монахи. И в воображении героя постоянно встают картины славного сечевого братства. Палий тяжело переживает свое бессилие, свое одиночество. Но как настоящий патриот он думает прежде всего об Украине:
... Монах мой встал,
Надел клобук, взял палицу,
Перекрестился, взял четки...
И молиться за Украину
Старый монах направился.
Казацкая доблесть, величие и красота подвига наших
славных предков будут жить в веках, их храбрость, высокая мораль, любовь к родной земле является источником национального достоинства украинцев. Поэтому большая тоска за теми давними временами, «страной казаков» звучит в поэзии Т. Г. Шевченко «К Основьяненко», ибо:
Слава не ляжет;
Не ляжет, а расскажет,
Что творилось в мире,
Чья правда, чья кривда
И чьи мы дети.
Поэта пробирает гордость за славных рыцарей-запорожцев, за казацкий род, которому никогда не будет переводу. А живой голос предков постоянно напоминает нам, современникам, о том, что:
Наша дума, наша песня
Не умрет, не погибнет...
Вот де, люде, наша слава,
Слава Украины!
Борцами «за святую правду-волю» казаки предстают в поэмах Кобзаря «Гайдамаки» и «Холодный яр». Боевые победы гайдамаков, которые изображены в одноименной поэме, свидетельствуют об их военный опыт, изобретательность, храбрость. Захват Шевченко героическими подвигами повстанцев красной нитью проходит через все произведение. Повстанцы для поэта - это настоящие герои, орлы, что на призыв Украины слетелись, чтобы спасать ее. Так, бывший наемник Ярема Галайда вместе с главарями восстания - Железняком и Гонтой - отчаянно сражается с врагом, проявляя недюжинный героизм:
А Ярема - страшно глянуть -
По три, по четыре
Так и кладет.
В чем секрет казацкой величия и доблести? В любви к родной Украины, в стремлении к свободе. Недаром слово «казак» означало свободного человека, в которой умная голова и сильные руки. Гордые, крепкие, как львы, казаки были достойным примером для подражания. Слава их оживает с каждым днем, как оживает настоящая история нашего народа, без украшений, извращений - правдивая, честная. И проанализированные выше произведения подтверждают, что нельзя уничтожить животворные источники нашей национальной духовности, нельзя обрезать крылья нравственному возрождению украинцев.